Главная     Новости     Обо мне     Статьи     Разное     Фотогалерея    Гостевая книга     Ссылки           Дзэн поиск
     

Часть 1. Что есть Дзэн..?
 

佛在心里,道在粪中
(”Будда в сердце, Дао в экскрементах”)

 

Всё, что вы прочитаете здесь о Дзэн большая ошибка, так как первое и самое главное правило во всём этом, это то, что Дзэн, не есть философия и любая попытка какого-либо его объяснения словами уже не Дзэн и любая речь о Дзэн идёт уже не о нём. Слова лишь могут использоваться в нём как указатель, т.е. если нам необходимо добраться до определённого пункта назначения не будем же мы стоять у указателя в его сторону и говорить всем "о, я уже в этом пункте" или "я понимаю, я понял, я знаю" так до него и не добравшись. Поэтому я просто сейчас показываю Вам этот самый указатель, что бы Вы увидели куда двигаться, а дальше Вам следует о нём забыть и просто идти самим в эту сторону. Выкиньте слова, не тратьте на объяснения Дзэна своё время, об этом уже давно сказали мастера этого искусства. Вы всё равно его так не поймёте, а лишь выстроите очередное ложное представление о нём. Как понять его, таким образом, если Дзэн лежит вне мыслей и, следовательно, вне всяких представлений..?! Дзэн не объясняется речью и мышлением - его можно только постичь. И постичь только в тишине!
 

Чань - кит., Дзэн - яп., Дхьана - санскр. - что означает "сосредоточение", "медитация". Он относится к одной из школ Буддизма Махаяны в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и пр. Так же важно понимать, что Дзэн это лишь название, словесный ярлык. Но в настоящем Дзэне нет никакого Дзэна и в тоже время мы занимаемся им, как же это так..?! А вот остальное я предлагаю выяснить нам самим :)

Sergey SW

 

Суть дзэн

Бодхидхарма известен, как первый патриарх дзэн. Дзэн-буддизм - это синтез буддизма и даосизма. В Китае дзэн вырос, распространился по всей стране и достиг Японии. Дзэн - это творческое состояние, возникающее, когда "жаждущий припадает к источнику Бытия". Словами это невозможно передать, но Мастера стремятся выразить это примером своей жизни, как бы говоря: "К чему слова? Делай, как я!" Ум - это постоянные вопросы и ответы. У пытливого человека должны быть вопросы, но если он примет ответ - вопрос умрет. Вопросы должны оставаться. Один вечный вопрос к Бытию и один вечный, непрерывный ответ Бытия. Один ученый пришел к Будде и задал сразу множество вопросов. Будда спросил его: - Вы пришли искать или задавать вопросы? Ученый ответил: - Какая разница? Вопрос - это и есть поиск! Будда сказал: - Разница такая же, как при соизмеримости Небес и Земли. Поиск - это жажда, а вопрос - это игра ума.

 

***

Глубоко в горах зазвонил большой храмовый колокол. Вы слышите его звук в утреннем воздухе, и все мысли исчезают из вашего ума, нет ничего, что есть вы; нет ничего, что есть не вы. Есть только звук колокола, заполняющий всю вселенную.

Во всех этих переживаниях внутренне и наружное стало одним. Это ум Дзен.

Первоначальная природа не имеет противоположностей. Речь и слова не нужны. Без мышления все вещи в точности такие, какие они есть. Истина есть просто как это.

Приходит весна, вы видите распускающиеся цветы, порхающих бабочек; вы слышите пение птиц, вдыхаете тёплый воздух. И весь ваш ум — это только весна. Это вообще ничто.

Вы приезжаете к Ниагаре и берёте лодку, чтобы подплыть к тому месту, куда падает водопад. Низвержение воды прямо перед вами и вокруг вас и внутри вас, и внезапно вы кричите :”ЙАААААААААА”.

Так зачем же мы используем слова? Зачем мы создали эту книгу?

Согласно восточной медицине, когда у вас горячая болезнь, вы должны принимать горячие лекарства. Большинство людей очень привязаны к словам и речи. Поэтому мы лечим эту болезнь лекарством слова и речи. Большинство людей имеет неправильное мировоззрение. Они не видят мир таким, какой он есть; они не понимают истины. Что хорошо, что плохо? Кто делает добро, кто делает зло? Они изо всех сил цепляются за свои мнения. Но у каждого мнения разные. Как вы можете говорить, что ваше мнение правильное, а у кого то другого неправильное? Это заблуждение.

Если вы хотите понять истину, вам следует отступиться от своей ситуации, от своего положения и от всех своих мнений. Тогда ваш ум будет в состоянии до-мышления. “До-мышление” - это ясный ум. В ясном уме нет внутреннего и наружного. Это просто как это. “Просто как это” - это истина.

Прославленный учитель сказал:

“Если вы хотите пройти через эти ворота,

То воспрепятствуйте мышлению”.

Это означает, что, если вы думаете, то вы не сможете понять Дзен. Если вы удерживаете ум в состоянии до-мышления, то это Дзен ум.

Поэтому другой Дзен Мастер сказал:

“Всё, чему учил Будда,

было нацелено лишь на то,

чтобы исправить ваше мышление.

Если вы отбросили всякое мышление,

то к чему нужны слова Будды?”

Сутра сердца говорит: “Форма - это пустота, пустота - это форма”.

Это значит “Нет формы, нет пустоты”. Но правильное значение выражения “Нет формы, нет пустоты” - это “Форма есть форма, пустота есть пустота”.

Если вы думаете, то вы не поймёте этих слов. Если вы не думаете, “просто как это” и есть природа Будды.

Что такое природа Будды?

Глубоко в горах ударил большой храмовый колокол.

Истина - просто как это.

Сеонг Cан (Из книги "Посыпание Будды пеплом")

 

Дзен - это понимание самого себя


你仰视,他就伟大。
(Мыши внизу: “Посмотри вверх, он Велик!”)

 

Однажды пришёл ученик и спросил Сеонг Сан Соен-са: “Что такое Дзен?”

Соен-са поднял свою Дзен палку над его головой и сказал: “Понимаете?”

Ученик сказал: “Я не знаю”.

Соен-са сказал: “Этот не- знаю-ум и есть вы. Дзен — это понимание самого себя”.

“Что вы понимаете обо мне? Научите меня”.

Соен-са сказал: “На кондитерской фабрике различные изделия выпекаются в форме животных, автомобилей, людей и самолётов. У всех у них различные названия и формы, но все они сделаны из одинакового теста, и одинаковы на вкус. Точно так во вселенной - солнце, луна, звёзды, горы, реки, люди и т. д. - имеют различные названия и формы, но все они сделаны из одной и той же субстанции. Вселенная организована в противоположные пары: свет и тьма, мужчина и женщина, звук и молчание, добро и зло. Но все эти противоположности одно и то же, потому что они сделаны из одной и той же субстанции. Их имена и формы различны, но субстанция одна и та же. Имена и формы созданы вашим мышлением. Если вы не думаете и не привязаны к имени и форме, тогда вся субстанция едина. Ваш не-знаю-ум обрезает всякое мышление. Это ваша субстанция. Субстанция этой Дзен-палки и ваша собственная субстанция одна и та же. Вы есть эта палка; эта палка есть вы.”

Ученик сказал: “Философы говорят, что такая субстанция - это энергия, или разум, или Бог, или материя. Что здесь истина?”

Соен-са сказал: “Четверо слепых пришли в зоопарк и навестили слона. Один слепой потрогал его бок и сказал: “Слон, как стена”. Другой слепой потрогал хобот и сказал: “Слон, как змея”. Следующий слепой потрогал ногу и сказал: “Слон, как колонна”. Последний слепой пощупал хвост и сказал: “Слон, как швабра”. И затем четверо слепых начали драться, так как каждый считал своё мнение правильным. Каждый понял только ту часть, которой коснулся; никто не понял целого.

Субстанция не имеет ни имени ни формы. Энергия, ум, Бог, материя - всё это имя и форма. Субстанция - это абсолют. Имея имя и форму, имеешь противоположности. Поэтому весь мир похож на тех слепых, дерущихся друг с другом. Непонимание себя - это непонимание истины. Вот почему между нами идёт борьба. Если бы все люди в мире поняли себя, они достигли бы абсолюта. Тогда во всём мире был бы мир. Мир в мире - это Дзен”.

Ученик сказал: “Как можно, практикуя Дзен, делать мир в мире?”

Соен-са сказал: “Люди желают денег, славы, секса, пищи и отдыха. Все эти желания - мышление. Мышление - это страдание. Страдание означает отсутствие мира в мире. Отсутствие мышления - это отсутствие страданий. Отсутствие страданий означает мир в мире. Мир в мире - это Абсолют. Абсолют - это Я”.

Ученик сказал: “Как я могу понять Абсолют?” Соен-са сказал: “Вы должны понять себя”.

“Как я могу понять себя?”

Соен-са поднял свою палку и сказал: “Видите это?”

Затем он быстро ударил по столу палкой и сказал: “Слышите это? Эта палка, этот звук и ваш ум - это одно и то же или разное?”

Ученик сказал: “Одно и то же”.

Соен-са сказал: “Если вы скажете, что это одно и то же, я ударю вас 30 раз. Если вы скажете, что это разное, я всё равно ударю вас 30 раз. Почему?”

Ученик молчал.

Соен-са закричал: “КАТЦ !!!”

Потом он сказал: “Приходит весна, трава растёт сама собой”.

Сеонг Cан (Из книги "Посыпание Будды пеплом")
Книги полностью, находятся в разделе Библиотека

 

[Вернуться в подраздел]


                                     Copyright © 2007-2009 by "Sergey SW"
Используются технологии uCoz