Ношение прошлого. Груз прошлого.
История о двух дзенских монахах Танзане и Экидо
прекрасно иллюстрирует неспособность, или, скорее, нежелание
человеческого ума отпускать прошлое. Монахи шагали по раскисшей от
дождей проселочной дороге, и вблизи деревни встретили молодую
женщину. Она пыталась перейти дорогу, но грязи было столько, что
женщина могла безнадежно испортить свое шелковое кимоно. В один миг
Танзан подхватил ее и перенес на другую сторону.
В молчании монахи пошли дальше. Пять часов спустя, уже на подходе к
храму, где их ждал приют, Экидо не смог себя сдержать.
— Зачем ты перенес ту девушку через дорогу? — спросил он. — Нам,
монахам, не разрешено прикасаться к женщине.
— Я поставил девушку на землю несколько часов назад, — сказал Танзан.
— А ты всё ещё до сих пор её несешь?
Теперь вообрази, какой должна быть жизнь человека, живущего подобно
Экидо, неспособного или нежелающего внутренне отпустить ситуацию,
накапливающего внутри себя все больше и больше хлама, и ты сможешь
представить себе, как живет большинство людей на нашей планете и
какой тяжелый груз прошлого несут они по миру в своем уме.
Прошлое живет в тебе в виде воспоминаний, которые сами по себе не
являются проблемой. На самом деле благодаря памяти мы учимся у
прошлого, учимся на прошлых ошибках. Только когда воспоминания, то
есть мысли о прошлом, захватывают тебя целиком, тогда они
превращаются в тяжелую ношу, проблему, и становятся частью твоего
самоощущения. После этого твои индивидуальные черты, обусловленные
прошлым, становятся твоей тюрьмой. В воспоминания вкладывается твое
самоощущение, а пережитое тобой становится тем, за кого ты себя
принимаешь и кем воспринимаешь. Иллюзия этого «маленького я»
заслоняет твою подлинную тождественность и Присутствие, не имеющее
ни времени, ни формы.
Однако пережитое тобой хранится не только в ментальной, но и в
эмоциональной памяти. Оно состоит из старых эмоций, которые вновь и
вновь подвергаются перепросмотру. Как в случае с монахом, целых пять
часов несшим в себе груз негодования, питая его мыслями, большинство
людей всю жизнь носят в себе огромный и ненужный ментальный и
эмоциональный груз. Они сужают себя через злопамятство, сожаление,
угрызения совести, враждебность, чувство вины. Их эмоциональное
мышление превратилось в их «я», и они цепляются за старые эмоции,
ибо это усиливает их отождествление.
Поскольку люди имеют склонность увековечивать старые эмоции, то
почти каждый включает в свое энергетическое поле накопленную ранее
эмоциональную боль. Я называю это телом боли.
Однако мы можем перестать пополнять и подпитывать уже имеющееся у
нас тело боли. Мы можем этому научиться и сломать привычку
накапливать и увековечивать старые эмоции, метафорически говоря,
научиться, похлопав крыльями, удерживать себя от пребывания в
прошлом, независимо от того, случилось это вчера или тридцать лет
назад. Мы можем научиться не оживлять в своем уме ситуации или
события, и не попадаться на удочку собственного ментального
киносценария, а все время возвращать внимание к первоначальному, не
имеющему времени, чистому и нетронутому настоящему моменту. Тогда
нашей тождественностью становится истинное Присутствие, а не мысли и
эмоции.
Ничто из прошлого не может помешать тебе быть присутствующим сейчас;
а если прошлое этого не может, то какую власть оно имеет?
Экхарт Толле "НОВАЯ ЗЕМЛЯ:
Пробуждение к своей жизненной цели"
|