О скорочтении, но.. О препятствиях, об осознании
внутренних трансформаций в течении жизни и самораскрытии.
Наш мир
В жару крестьянин
Прилёг на цветы вьюнка.
Так же прост наш мир.
(Мацуо Басё)
С точки зрения восприятия, вы –
всё, что сами воспринимаете. Потому что сами формируете собственную
точку зрения, вы – единственный авторитет, создатель, или Бог,
своего восприятия. Независимо от происходящего вокруг, вы
единственный, кто воспринимает это так, как вы сами. Никто другой не
может воспринимать для вас.
Так как вы единственный, кто воспринимает ваш собственный мир, у вас
есть намного больше контроля над воспринимаемым, чем кажется на
первый взгляд. В одно мгновение можно изменить мнение о любом
воспринимаемом процессе или объекте. Ключ к скорочтению в ваших
руках. Жизнь такова, какой вы её воспринимаете. Измените мнение и вы
поменяете свой мир.
Беспокойство вредит чтению
Огромное количество людей
обучалось чтению в обстановке тяжёлого стресса. Мы были вынуждены
читать перед сверстниками ; смущались, если делали ошибку; получали
плохие оценки и, нам часто ставили в пример тех, кто выглядел в
глазах учителя лучше (произвести впечатление в школе было намного
важнее, чем иметь талант и способности [Стэнфорд 1989]). Таким
образом, к нашему читательскому опыту присовокупилась немалая доля
стресса. (прим. ред. - когда читал эти строчки, вспомнил, как сам в
первом классе обучался чтению, что чувствовал, что переживал. Попал
внутрь картинки того времени, вернулись все те чувства, эмоции,
ощущения.. пережил в общем заново и так же ярко. Это оказался
момент, когда нас, заставляла учительница читать на скорость,
проверяла и оценивала, то, что обычно принято называть, наши знания.
Я очень боялся провалится, получить двойку, как-то выделится из
общей массы, порицания, осуждения, как со тороны учителя, так и
учеников и родителей, а так же насмешек одноклассников. Была группа
отличников и наверное, поэтому, в чём-то любимчиков
преподавательницы, тех, кто читал быстро, но я в неё не входил.
Когда дошла очередь до меня, хотя я пытался никому этого и не
показывать, я весь сжался, лицо напряглось и покрылось испариной,
тело обдало потом, колени начали дрожать, мои движения, речь и голос
стали резкими и прерывистыми. Вот так вот я учился :)
История нашего чтения
Первые попытки чтения были часто
наполнены любопытством и чувством вины. Нас принуждали читать вслух
публично, критиковали и поправляли перед всеми присутствующими
(унижали и уничтожали), из-за чего мы выглядели глупыми и
заторможенными, а затем оценивали наше "хорошо" по чьей-то шкале.
Это провоцировало ошибки, и мы получали "плохо". Итак, решено, не
смущаться и не делать ошибок, учиться защищать себя.
Некоторые находили способы уклоняться от чтения (и кое-кто проявлял
чудеса изобретательности). Некоторые научились натягивать на лицо
маску благополучия. Возможно, мы даже убегали; ища других занятий и
интересов, где обходилось без чтения или где оно не являлось
обязательным.
Если бы мы были чересчур медлительны или чем-либо отличались от
других, нас бы раскритиковали и/или унизили. Это сделало бы нас
объектом шуток, прозвищ и иных осуждений. У большинства людей
подобные насмешки развили бы дискомфорт при чтении и нелюбовь к
нему.
В большинстве школ чтение преподаётся как вербальный навык. Процесс
преобразования визуальных символов (слов на странице) в вербальные
(в речь - прим. ред.) называется транслитерацией. Это всё равно, что
переводить с испанского языка на английский со скоростью одно слово
в единицу времени. Как вам может быть известно, структура этих
языков различна, поэтому при последовательной транслитерации слов
может получиться достаточно смешное звучание, очевидное тем, кто
владеет языком.
Простая фраза вроде "Посмотрите на красный мяч" по-испански, после
транслитерации будет выглядеть на английском, как "Себя посмотрите
на мяч красный". Подобный неправильный перевод осуществляется и при
трансформации визуального процесса в вербальный. Они просто говорят
на разных языках.
Старый метод чтения состоит в следующем. Читающий в первую очередь
должен преобразовать слова на странице в вербальные символы, а затем
в визуальные и кинестетические образы (сначала символы, буквы
преобразуются в речь, текст в уме, а только потом эта речь
преобразовывается в определённое понимание, представление,
переживание, которое состоит из образов, ощущений, переживаний -
прим. ред.). Когда видимый текст сразу преобразуется в визуальные
образы, при подключении внутреннего знания, процесс заметно
ускоряется (мы не считываем в свой ум текст отдельными буквами, а
непосредственно воспринимаем его целиком и он сразу преобразуется в
смысл. Это кажется необычным, но это естественная функция нашего
мозга, воспринимать непосредственно, но в процессе того подхода к
чтению, который используется в школах мы потеряли эту возможность.
Школьный способ, переучил нас целостному восприятию и научил
воспринимать только кусками, по отдельной букве, слову, вместо того,
что бы воспринимать за единицу времени абзац или страницу целиком.
Этим способом нас научили концентрироваться на отдельных буквах и
словах, вместо того, что бы использовать врождённый навык
непосредственного, а значит одномоментного восприятия - прим. ред).
Чтение вслух с целью проверки того, что нам известны читаемые слова
практически уничтожило нашу интуицию и линейное вербальное чувство.
Чтение стало тренировкой навыков перевода и разочарования, так как
является процессом, где задействовано зрение и воображение.
Превращение чтения в вербально-ментальный (рече-мыслительный - прим.
ред.) процесс обратило нас от сердца к мозгу.
Такая миграция от сердца (интуиция) к мозгу (интеллектуализация и
сомнение) – одна из основополагающих проблем, возникшая перед всем
нашим обществом. Когда мы думаем, вместо того, чтобы чувствовать, то
упускаем реальный опыт и впечатления от контактов и отношений. На
Западе особенно распространена практика сокрытия чувств, открытое же
их проявление считается не принятым и постыдным. Мы считаем это
некоторого рода слабостью.
Вопреки нашим убеждениям, эмоции открывают доступ к интуиции и
являются ключом к скорочтению. Когда вы освободитесь от стыда и
вины, то сможете постичь интуицию. Всё, что теперь нужно – доверять
ей.
Звуковая методика чтения до сих пор является самой популярной. При
всех своих достоинствах – это всего лишь процесс транслитерации,
который замедляет или ослабляет интуицию. В школах утверждают, что
учитель должен слышать, как читает ребёнок для того, чтобы
определить, на сколько правильно усвоен материал. Я уверен, что,
если бы детям дали возможность прочувствовать рассказ, большинство
учеников додумали бы его верно (по крайней мере, так, как они
поняли).
При использовании данного курса по скорочтению дети могут научиться
быстро читать в очень юном возрасте. Одобрение необходимо. Именно
слова "хорошо" и "плохо" заставляют детей во время чтения верить,
правы они или нет. Ребёнок воспринимает способность отождествлять и
заучивать как часть своего поведения. Наше общество увековечило
данную иллюзию в учебных заведениях при помощи такого
фундаментального процесса, как чтение.
Нас учили, что слова нужно читать последовательно, одно за другим
(основная особенность левого полушария мозга), чтобы учитель мог
ясно расслышать и понять их. Склонность к такому последовательному
мышлению и отрицание мышления целостного присуща большинству учебных
занятий. Проучившись таким образом определённое количество времени,
мы начинаем верить, что другого способа не существует.
Принцип "по одному в единицу времени" полезен при решении задач,
требующих сосредоточенного внимания и упорядоченности, как при
приготовлении пищи по кулинарному рецепту. Однако, когда дело
касается чтения, сосредоточенное внимание и упорядоченность могут
стать помехой плавной передачи идей от одного человека другому
(основной принцип общения).
Ниже приведён пример истории, написанной лишь основными словами, без
добавления деталей: Кошка-мышка-мальчик-дом-поливочный шланг-лето.
Таким способом можно написать целый роман, и даже не один, так как
воображение добавляет все необходимые детали вместо вас.
Нет необходимости предоставлять эти детали в каком-то определённом
порядке для получения наиболее интересного рассказа. Вы даже можете
взять набор собственных образов (внутреннее представление). Если бы
я сказал использовать все элементы истории о кошке с мышкой в
произвольном порядке, могло бы получиться гораздо больше разных
вариантов развития сюжета.
Не порядок слов формирует рассказ, а помыслы автора. Интуитивное
подключение к ним, путём внутреннего раскрытия позволит вашему
детально мыслящему разуму выполнить то, что он умеет лучше всего –
додумать историю. Это составит плату за вход на шоу.
Принцип вербального чтения внушает мысль: "а что, если я ошибаюсь"
(или чувство беспокойства). Это беспокойство проникает и в другие
аспекты жизни. Постоянная боязнь совершить ошибку заставляет нас
неустанно проявлять бдительность. Такое состояние непрерывной
настороженности приводит к возникновению ощущения незащищённости,
заставляя нас продолжать искать надёжность. Это замкнутый круг
беспокойства-незащищённости-безопасности-повышенной бдительности.
Нахождение в непрерывном поддержании собственной безопасности
приводит к тому, что способность развиваться и расти, со временем
ослабляется. Причина тому – боязнь совершить ошибку, мы отвергаем
представляющиеся шансы из опасения, что они окажутся небезопасны.
Далее мы всё реже ищем новые возможности роста и развития, так как
они сулят определённую долю риска.
Как только удастся снять этот внутренний зажим и шагнуть на встречу
осознаваемому риску, необходимо дать свободу вере. Той вере, которая
формирует характер и способность творить прекрасное. Когда вы
перестанете беспокоиться о том, правильно ли поступаете, можете
переходить в более широкое измерение, где жизнь идёт на высоких
скоростях...
Вербальное чтение
Скорость вербального чтения имеет
предел (около 600-700 слов в минуту). Исследования показали, что
именно такое количество слов люди могут воспроизводить за 60 секунд.
Если человек обучен читать вербальным методом, то скорость его
чтения не может превышать 600-700 слов в минуту. Так как в этом
случае чтение представляет процесс транслитерации, то предел в
600-700 слов вполне реален.
Существует предубеждение, что мы можем читать на столько быстро,
пока успеваем произносить слова вслух (предварительно переведя
визуальные символы в вербальные). Однажды человек научится
воспринимать видимые знаки (слова на странице) и трансформировать их
в идеи и понятия сразу. Скоростной барьер рушится и теперь не
существует никаких пределов (подумайте, в конце концов, с какой
скоростью вы способны мыслить).
Наше общество не приняло интуитивный процесс. Вплоть до недавнего
времени на Западе старались наложить общественное табу на понятие
интуиции. Мы разубеждали тех, кто действовал по интуиции, и осуждали
людей, доверявших ей.
Мы называли их ведьмами, знахарями, мечтателями или даже дьяволами
за то, что они доверяли своей интуиции и полагались на неё. На
Западе перевернули всё с ног на голову. Общество искало ограничений
своих чувств, возможностей и способностей. Иногда такие
предубеждения принимают скрытые формы. Мы стараемся обосновать
интуицию, в то время как она находится за пределами научного знания.
По мере прохождения курса, вы и ваша семья сможете постигнуть такие
блага, как целостное мышление, внутреннее "Я", интуицию. Уверен,
знакомство с ними окажется потрясающе.
Изучая природу интуиции сложно оценивать её объективно. Занятия в
Принстоне и др. показали, что от настроя экспериментатора во многом
зависит исход опыта.
Сила интуиции такова, что мы фактически контролируем её. Это
происходит потому, что интуиция – понятие личное, оно легко
поддаётся влиянию множества внешних факторов, учений и, часто люди
стараются избегать процессов, связанных с психикой или интуицией.
Чтение – один из таких процессов, от которого мы уклоняемся или
стараемся чем-либо заменить. Это всё равно, если бы Бог сказал
человеку поступить определённым образом, а человек бы ответил:
"Прекрасная идея, Господь, спасибо тебе, но лучше я сделаю
по-своему".
Итак, у нас есть интуиция, данная нам природой и умение читать –
навык, приобретённый искусственно, при помощи человека. Как это
похоже на нас, людей, поступать, как мы считаем необходимым, вопреки
противоположному.
Я обнаружил, что можно объективно измерить скорость чтения и уровень
восприятия текста. Однако субъективная интерпретация полученных в
процессе чтения образов сама по себе не является предметом
тестирования.
В школах проверка чтения слишком узконаправленна: оценивается лишь
способность ученика усваивать полученный материал, и чтение в данном
случае позволяет рассматривать текст односторонне. Другими словами,
детей учат понимать прочитанный отрывок так, как это делает учитель
(или экзаменационная комиссия).
Смешно полагать, что, если преподаватель понимает материал
по-своему, то и у всех остальных, прочитавших его, сложится такое же
мнение. Наш мир настолько неоднозначен, что невозможно найти и двух
человек, имеющих единое понимание одного и того же вопроса.
Рассмотрим утверждение: "Я люблю читать". Когда вы слышите подобную
фразу, вы толкуете её как любовь человека к самому процессу чтения,
либо как тягу к получению таким способом информации?
Теперь вы видите всю неоднозначность, которая отражает нашу
реальность в целом. Всё, что угодно может находить разнообразное
понимание, и, следовательно, каждый человек способен иметь
неповторимое мнение.
Чтение не является исключением. Каждый абзац понимается человеком
по-своему, в зависимости от его склонностей.
Измерить это невозможно. Проверяющий должен допускать персональную
интерпретацию. Поэтому в школах ощущается жесточайшая нехватка
ресурсов и желания создать подобный способ оценки чтения.
О соответствии
Стремление соответствовать
чему-либо основательно убивает творческую деятельность. Если
человека принуждают к соответствию, то его личность оказывается под
контролем коллективной массы, становясь очередной посредственностью.
Для того чтобы вырваться из этой клетки соответствия и развивать
индивидуальность вам и вашим близким необходимо снизить свои
требования. Мы вынуждены "спасать" кого-либо, если тот "пошёл не по
нужной дороге", стараемся существовать коллективно, удерживать друг
друга в рамках старых традиций. Ведь так удобней – этот путь
проверен и надёжен.
Когда один из нас начинает меняться, остальные стараются применить
все возможные способы воздействия на непокорного для того, чтобы
вернуть его обратно в стадо – к безопасности и комфорту. В школе
сверстники воздействовали на нас, уравнивая, а школьные авторитеты
силой поддерживали это равенство, которое считается в нашем обществе
нормой.
Я уверен, что мы заставляем детей ходить в школу не из стремления
обучить их различным наукам, а приучить к соответствию. Даже в
послешкольные годы оно остаётся наиболее важным. Задумайтесь немного
над этим, и вы придёте к выводу, что именно изгои общества и
являются теми, кто отрицает соответствие.
Исключение составляют люди таких профессий, как клоуны, актёры,
политики, остальные же обязаны соответствовать своему окружению. В
область чтения это проявляется в том, что мы приучены читать
медленно и осуждать тех, кто неспособен или не желает поступать как
все. Подобная предпосылка лежит в основе контроля над разумом в
авторитарных и диктаторских государствах.
В своей книге Эллис Миллер объясняет то, как стремление к
соответствию становится причиной насильственного обращения с детьми
в американских семьях. [Alice Miller For Your Own Good: Hidden
Cruelty in Child-Rearing and the Roots of Violence , 2nd ed., trans.
by Hildegarde and Hunter Hannum (New York: Farrar, Straus & Giroux,
1984)]. Она проанализировала жизни всемирно известных убийц, таких,
как Адольф Гитлер и др., которые при содействии стремящейся к
соответствию общественности, принесли в мир ужас. Надеюсь, когда вы
откроете в себе способности к интуитивному чтению, то также
разбудите и божественные начала.
"Проблемы" школьного обучения
В школах нет достаточного набора
инструментов для обучения визуальному чтению. Возможность
производить звук – та точка, с которой следует начинать позволять
детям развиваться, нежели приучать их соответствовать условному
образцу. Так как в большинстве школ практикуется метод вербального
чтения, очень немногие дети знакомы с альтернативными техниками.
Поскольку ни одна нам не известна, мы склоняемся к мнению, что их не
существует вообще. Жизнь, тем временем, становится короче, оставляя
нам всё меньше возможностей, и, когда кажется, что все они иссякли,
человек умирает. В этом процессе много любопытного и непознанного.
Урок всей жизни даётся нам в первом классе по чтению. Курс обучения
по скорочтению содержит информацию о возможностях выбора и
раскрытия. Суть курса – в осознании жизненных трансформаций.
Читающие при помощи интуитивного метода (люди, способные быстро
додумать историю) разоблачались и клеймились прозвищами: "ведьма",
"странный", или хуже, "ужасный" или "дьявольский". Мы рассматривали
это выше. Любое отклонение от признанной нормы в обществе считается
"неправильным".
Само понятие "признанная норма" настолько нестабильно, что опирается
исключительно на того, кто вводит такой стандарт, а остальные по
нему оцениваются. Эти образцы поведения закладываются обществом в
нервную систему, передавая их детям, чтобы те были "правильными"
(или, другими словами, такими же неврастениками, как и мы (наврастеник
- простыми словами, лишонный внутренней гармонии и стержня - прим.
ред.)).
Люди, у которых наблюдаются явные способности к интуитивному чтению,
часто показывают высокие скоростные результаты и при чтении обычном.
Так как такие дети сильно отличаются от основной массы учащихся, а в
школах коллективное обучение преобладает над индивидуальным, то при
проявлении экстраординарных способностей, этих учеников часто
наказывают или возносят в ранг "особенных".
Даже больше, приклеивая клеймо "особенного", мы ставим их в один ряд
с теми, кто учится плохо. Дети быстро понимают, что лучше казаться
менее умным и быть своим, чем прослыть "заучкой" и стать изгнанным.
Некоторые под давлением группы были отброшены назад в своём
развитии. Данный курс по скорочтению разработан таким образом, что
позволяет вернуться к врождённым способностям читать при помощи
интуиции.
Что Есть Чтение?
Чтение - визуальный процесс.
Зрение - это символический процесс виденья элемента или символа и
перевод его на идею или образ. Образы же в свою очередь формируются
в полновесную мысль.
Процесс визуального получения
информации и перевод её в мыслительный аспект протекает очень
быстро. Некоторые ученые полагают, что данный процесс превышает
скорость света. Когда вы придете к пониманию того, что в состоянии
читать в подобном динамическом ключе, вы откроете для себя
отсутствие пределов скорости чтения. Выражаясь фигурально, вы
сможете читать быстрее, чем листаете страницы книги.
Продолжение читайте в книге.. ;)
Скорочтение со скоростью света (Joseph Bennette)
Книгу можно найти и скачать в электронной библиотеке «Куб» -
www.koob.ru
редактор Сергей SW
|