Притчи
О двух волках
Когда-то давно старый индеец
открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм,
амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь,
надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на
несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в
конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Разрушенная мечта
Жила как-то, очень бедная семья. И
всем её членам приходилось постоянно скитаться, так как не было у
них собственного дома. Тогда отец, как глава семейства решил
осуществить наконец свою заветную мечту и все свои сбережения,
которые он накопил за долгие годы вложил в строительство дома. И вот
дом уже был почти достроен.. Но в один из дней, когда глава
семейства ушёл на заработок налетел сильный ураган и буквально
сравнял дом с землёй. Все были очень опечалены и особенно горевал
его старший сын, так как он, как никто из других членов семьи
понимал насколько больно будет это увидеть отцу. Тогда сын пошёл к
нему на встречу, когда тот возвращался с заработка и подойдя сказал:
- Отец ты будешь очень расстроен если пойдёшь туда, так как твоя
мечта, так и не смогла осуществиться. Если бы мы построили этот дом
чуть раньше она бы осуществилась. А теперь все наши труды сровнял с
землёй ураган. Вздохнул с сожалением сын.
- Тогда отец рассмеялся и сильно обнял сына. Если бы моя мечта
сбылась, сегодня я потерял бы вместе с ней и всех вас. А теперь я по
настоящему счастлив, так как знаю, что в этот день судьба подарила
мне настоящий подарок и я могу вновь обнять своего сына, маленьких
дочерей и жену.
Одно дополняет другое
Однажды шаолиньский монах поведал
своему ученику притчу.
– Дуб хвалился перед травой: «Вот я какой сильный, – говорил он, – а
тебя каждый топчет и рвет. Я на этой поляне самый главный». Трава
молча соглашалась. Но тут налетела буря. Трава согнулась под ветром,
и буря, как ни старалась, ничего не смогла с ней сделать. Дуб
упирался что было мочи, но буря обломала ему сучья и расщепила
пополам до самого корня.
– Запомни, гибкость важнее силы, – заключил монах.
– Спасибо, учитель я все понял, – промолвил ученик.
– Теперь послушай продолжение. Трава хвасталась перед дубом: «Я
самая сильная, – утверждала она. – Буря тебя сломала, ты чуть живой
остался, а я гибкая, и никакая буря ничего не может со мной сделать.
Я самая сильная в природе. И, само собой, сильнее тебя, дубина ты
бестолковая».
Дуб молча соглашался. Тут пришел бык и стал с дубом бодаться. Полдня
бился рогами о дуб, но ничего с ним не смог сделать. Зато всю траву
вокруг вытоптал до основания.
– Запомни, нужно быть сильным и твердым, – снова заключил монах.
– Учитель, но это противоречит вашему первому уроку! Каким же мне
нужно быть?
– Вот иди и подумай.
Думал ученик над этим вопросом несколько лет. Наблюдал за жизнью. И
пришел к такому выводу: «Все пути, которыми нас учили идти к успеху,
ведут и к неудаче. Любое качество имеет противоположное качество,
тоже очень полезное. Одно дополняет другое».
Быть щедрым или жадным?
Муж и жена всегда спорили по
поводу расходования денег. Она обвиняла его в скупости, а он ее – в
расточительности. И каждый находил своему поведению убедительные
оправдания. Наконец, устав от споров, они обратились к мудрецу,
чтобы он помог решить, кто из них прав. Мудрец показал им открытую
ладонь и спросил: «Как вы назовете человека, у которого ладонь не
сгибается?» «Инвалид» – ответили супруги. Тогда мудрец показал им
сжатый кулак: «А так?» «Тоже инвалид» – ответили муж и жена. И через
мгновение все поняли.
Постоянно непостоянный
– Учитель, вы говорите, что надо
менять подходы.
– Да.
– Но тогда метод смены подходов будет постоянным, то есть он
противоречит самому методу смены подходов.
– Верно.
– Чем же руководствоваться?
– Вот именно.
«Постоянно непостоянный – это постоянный или непостоянный?» –
задумался ученик.
Слон
Однажды в Древней Индии учитель с
учеником зашли на рынок и увидели у выхода трех слепых, сидящих на
голой земле и собирающих милостыню. Учитель тут же воспользовался
ситуацией, чтобы преподать ученику очередной урок. Он одолжил у
знакомого торговца слона на полчасика, подвел его к слепым и сказал:
«Уважаемые, я дам каждому из вас по серебряной драхме, если вы
ощупаете этого слона, и расскажете мне, как он, по-вашему,
выглядит». Один слепой поднялся и обхватил ногу слона, и стал ее
изучать, другой потрогал руками бивень, третий подержался за хвост.
После чего первый говорит: «Слон – это большая толстая колонна»,
второй сказал: «Нет, слон – это огромный острый меч, грозное
оружие», на что третий закричал: «Глупцы, слон – это веревка». Три
слепца начали спорить и ругаться, и в конце концов, окончательно
поссорились. «Ты все понял?» - спросил учитель, глядя на ученика.
«Да, господин, я все понял, спасибо за урок», - ответил ученик.
Я нахожусь здесь из-за вас, а вы — из-за меня
Как-то ходжа Насреддин ехал на
осле по пустыне и вдруг увидел вдали отряд людей на лошадях. Зная,
что в этом районе часто встречаются разбойники, Насреддин
развернулся и пришпорил осла в обратном направлении.
Всадники, однако, узнали божественного ходжу. “Куда бы это
мудрейшему из мусульман так мчаться?” — спросили они друг друга и
решили последовать за ним, думая, что он приведет их к чему-нибудь
волшебному.
Оглянувшись, Насреддин увидел, что “разбойники” его преследуют, и
еще сильнее пришпорил осла. Тогда его преследователи тоже поскакали
быстрее, стараясь не упустить из виду загадочные действия великого
Насреддина. Погоня продолжалась, все быстрее и быстрее, пока
Насреддин не увидел кладбище. Он быстро спешился и спрятался за
надгробием.
Всадники подъехали ближе и, не слезая с лошадей, заглянули за
камень. Возникла пауза. Все, и особенно Насреддин, который узнал во
всадниках своих старых знакомых, лихорадочно думали. “Почему ты
прячешься за надгробием?” — наконец спросил один из всадников.
“Это сложнее, чем ты можешь понять, — ответил Насреддин. — Я
нахожусь здесь из-за вас, а вы — из-за меня”.
Деяние в недеянии
(отрывок из Бхагават-гиты)
И Арджуна увидел в обеих армиях
своих отцов, дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей,
внуков, друзей, а также тестей и благожелателей.
“Что может принести мне эта битва,
где погибнут все мои сородичи? Такой ценой, о Кришна, как я могу
желать победы в ней, надеяться на царство и радости, которое оно мне
принесет? О Говинда, зачем мне царства, счастье и даже сама жизнь,
если те, ради кого мы могли бы этого желать, выстроены сейчас против
нас в боевом порядке на этом поле? О Ты, поддерживающий жизнь во
всех твоих созданиях, я не готов сражаться с ними, даже в обмен на
все три мира, не то что за эту землю. Какую радость принесет нам
убийство сыновей Дхритаташтры?
Лучше жить нищенствуя, нежели
существовать ценою гибели великих душ, моих учителей. Пусть ими
овладела мирская корысть, они все равно остаются моими учителями.
Если они будут убиты, все наши радости будут окрашены кровью.
Слабость заставила меня утратить
всякое самообладание; я уже не вижу, в чем мой долг, укажи мне
верный путь. Теперь я твой ученик, поручаю тебе душу мою. Прошу,
научи меня.
Я не в силах успокоить боль,
иссушающую мои чувства. Ее не утолит даже процветающее царство, не
имеющее себе равных на земле, и верховная власть, подобная той,
которой обладают полубоги на небесах.
Говинда, я не буду сражаться”.
Верховная божественная личность
произнес: “Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых.
Поэтому сражайся, о потомок Бхараты. О Партха, как может человек,
знающий, что душа неразрушима, вечна, нерождена и неизменна, убить
кого-либо или заставить кого-либо убивать?
Зная это, не следует скорбеть о теле.
Если же ты полагаешь, что душа однажды рождается и навсегда умирает,
все равно нет причины для скорби, о сильнорукий Арджуна.
Все сотворенное существует вначале
в непроявленном состоянии, проявляется в промежуточной стадии и
опять уходит в непроявленность после уничтожения Вселенной. Так
зачем же печалиться?
Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для
тебя занятия, чем сражаться, служа собственному предназначению.
Поэтому не надо колебаться. О сын Кунти, либо ты будешь убит и
достигнешь небесного царства, либо ты завоюешь царство земное и
будешь наслаждаться им.
Ты имеешь только право исполнять
свой долг, но плоды твоих действий не принадлежат тебе. Никогда не
считай себя причиной результатов своей деятельности и не пытайся
уклоняться от исполнения долга.
Будь уравновешен, Арджуна,
исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое
самообладание называется йогой.
Человек, занятый преданным
служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармических
последствий, как хороших, так и плохих. Поэтому стремись к йоге, в
которой заключено все искусство деятельности. Каждый вынужден
действовать в соответствии с качествами материальной природы;
поэтому никто не может удержаться от деятельности, даже на
мгновение. Исполняй свой долг, ибо это лучше, чем не работать. Без
работы невозможно поддерживать свое материальное тело. Осознавший
себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо
цели, но нет у него причин и не выполнять их.
Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не беспокоясь о
плодах своей деятельности, ибо, действуя так, он достигает
Всевышнего.
Поэтому, о Арджуна, посвятив Мне
все свои действия, полностью осознавая меня, не желая выгоды, без
притязаний на собственничество и стряхнув апатию, сражайся.
Даже умные люди не знают, что есть
действие и что – бездействие. Теперь Я объясню тебе, что есть
действие, и, зная это, ты освободишься от всех несчастий. Все
хитросплетения деятельности очень сложны для понимания.
Тот из людей разумен, кто видит
бездействие в действии и действие в бездействии; его положение
отстранено, хотя он и занят разнообразной деятельностью. Отказавшись
от всякой привязанности к результатам своей деятельности, всегда
удовлетворенный и независимый, он не совершает действий, приносящих
плоды, хотя и занят всевозможными делами.
Тот, кто довольствуется прибылью,
которая приходит сама собой, кто свободен от двойственности,
свободен от зависти, кто сохраняет твердость как в успехе, так и в
неудаче, тот никогда не запутывается в сетях кармы, хотя и совершает
различные действия.
Итак, встань и приготовься
сражаться и завоевать славу. Победи своих врагов и вволю наслаждайся
процветающим царством. По Моему замыслу все они уже погибли; ты же,
Савьясачи, можешь быть лишь Моим орудием в этом сражении.
Если ты не способен следовать этому, тогда посвяти себя получению
знаний. Однако лучшие знания – медитация, а лучше медитации –
отречение от плодов своего труда, ибо через такое отречение можно
достичь спокойствия разума”.
Так внимал я беседе двух великих
душ Кришны и Арджуны. И столь удивительно то, что я услышал, что
волосы у меня встают дыбом.
Умение отпустить...
Мастер начал очередной Урок.
Налив в кубок вина, Он приподнял его, чтобы было видно всем
ученикам, а потом спросил:
- Как вы думаете, сколько весит этот кубок?
Ученики отвечали:
- 1 фунт!..
- 1,5!..
- Квартерн!..
- Честно говоря, я не знаю, мне надо будет его взвесить, - сказал
Мастер. - Позвольте мне задать вам другой вопрос. Что случится, если
я подержу этот кубок вот так несколько минут?
- Ничего, - сказали ученики.
- Хорошо, а что произойдет, если я так продержу кубок в течении
часа? - спросил Мастер.
- У вас заболит рука, - сказал один из учеников.
- Вы правы, а что случится, если я простою вот так целый день?
- У вас занемеет рука...
- ...У вас может быть судорога....
- ...Вас может парализовать и придется вызывать лекаря...
- Очень хорошо, но изменится ли вес Кубка за это время? - спросил
Мастер.
- Нет, - ответили ученики.
- Тогда что станет причиной боли в руке и судороги?
Ученики были озадачены.
- Опустите кубок! - сказал один из них.
- Правильно! - сказал Мастер. - С проблемами в жизни надо поступать
также.
Покуда вы думаете о них несколько минут, ничего не происходит, все в
порядке.
Если думаете о них долго, то вы сужаете Поток Света, льющийся через
вас и это превращается в болезнь.
Думаете еще дольше - Поток Света перекрывается полностью и это
парализует вас. Тогда вы не сможете ничего сделать.
Важно думать о проблемах в жизни, но гораздо важнее будет то, если
вы "опустите их" и будете делать это каждый день перед сном в своей
Молитве.
Если вы будете так делать, у вас не будет стресса, вы будете
просыпаться каждый день свежим и полным сил.
Вы сможете справиться с любой проблемой, с любым вызовом, который
будет вам брошен!
Защита
Как-то раз Кришна спокойно обедал
у себя дома. Царица Рукмини, его жена, сама подавала ему еду. Вдруг
Кришна вскочил из-за стола и побежал через сад на улицу.
Взволнованная и недоумевающая Рукмини выбежала вслед за ним. На
полпути она встретила мужа, он возвращался домой. Войдя в дом, он
спокойно сел за стол и как ни в чем не бывало, продолжил трапезу.
Рукмини спросила его:
- Что произошло? Почему ты так неожиданно прервал обед и побежал на
улицу?
Кришна ответил:
- Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все
его существо притягивало меня. Жители деревни бросали в него камни и
оскорбляли его. Он же стоял беззащитный и молился.
Ракмини удивленно спросила:
- Так почему же ты вернулся?
- Сначала, когда он стоял беззащитный перед людьми, которые ему
угрожали, все Бытие стало на его защиту. Но когда он не выдержал и
поднял камень в ответ, я понял, что он решил полагаться только на
свои силы.
Смысл жизни
Человек подошел к мудрецу и
спросил: - Скажи, мудрец, в чем смысл жизни?
И мудрец ответил: - Оглядись вокруг! В чем красота распускающегося
бутона, заката солнца, изумрудной весенней листвы или игры лучей на
зеркальной поверхности воды? Все это наполнено Красотой, как и жизнь
наполнена Смыслом!
продолжение следует... ;)
|