Притчи Дзэн
Рождение Дзэн-буддизма
Буддийское священное писание
начало проникать из Индии в Юго- Восточную Азию в начале 1 в. н. э.
Но суть буддизма принес в Китай Бодхидхарма в 520 г. н.э. Об этом
сохранилось предание. Бодхидхарму ожидали. Император Китая Ву выехал
навстречу приветствовать его. Он был взволнован. О необыкновенности
Бодхидхармы было много слухов. Он был просветленным Мастером и
император хотел радушно принять его в своей империи. Его придворные
тоже были взволнованы. Как вести себя? Им еще не приходилось
встречаться с подобным человеком. И вот, когда Бодхидхарма,
приблизился, все увидели, что он шагает в одном ботинке, другой был
на его голове. Император и его свита были шокированы, но виду не
подавали. Обмениваясь приветствиями, они, как загипнотизированные,
смотрели на ботинок. А Бодхидхарма смеялся. При людях было неудобно
говорить об этом, поэтому, когда все разошлись и они остались одни,
император спросил:
- Скажите мне, пожалуйста, почему
Вы строите из себя шута? Или Вы делаете нас шутами? Почему Вы пришли
в одном ботинке, а другой принесли на голове?
Бодхидхарма рассмеялся и сказал:
- Потому, что я не могу не
смеяться над собой. Уж такой я человек, я не уделяю большого
внимания голове. Ноги и голова для меня одинаковы, высшее и низшее
исчезло для меня. Кроме того, я хотел бы сказать, что меня не
волнует то, что думают обо мне люди.
Император помолчал некоторое
время, видимо, обдумывая услышанное, потом сказал:
- Я совершил множество
благочестивых дел: по всей стране я построил буддийские монастыри,
тысячи монахов кормятся от моих запасов, миллионы китайцев
превратились в буддистов. Скажите, какова моя заслуга?
Бодхидхарма посмотрел императору в
глаза и сказал:
- Никакой.
Император был сильно шокирован,
поскольку многие монахи и миссионеры говорили ему: "Это будет Вашей
заслугой, Вы достигните седьмого неба, стройте больше, жертвуйте
больше, обратите страну в буддизм". А теперь пришел этот Бодхидхарма
и говорит, что заслуги в этом нет. Но император Ву был очень
культурным человеком. Он изменил тему и сказал:
- Тогда скажите мне что есть
буддизм.
И Бодхидхарма сказал:
- Ничто!
Это было уже слишком! Император
был очень обижен. Ведь Бодхидхарма отрицал все его достоинства и все
его убеждения. Он на мгновенье забыл свою учтивость и громко
воскликнул:
- Тогда кто же стоит передо мной?
Бодхидхарма поклонился и сказал:
- Ваше Величество, я не знаю.
Бодхидхарма не был понят и не
найдя достойных учеников, он через некоторое время уединился в горах
недалеко от одного из монастырей, ныне известного, как Шаолинь. Так
он просидел в медитации 6-9 лет (по разным источникам). После чего
он стал обучать монахов в монастыре Шаолинь. Он учил их не только
медитации, но так же и наполнять свою ежедневную практику
живительной энергией благодаря боевым искусствам. Считается так же,
что Бодхидхарма был основоположником боевых искусств. Он начал
разрабатывать их ещё в то время, когда переправлялся из Индии в
Китай, что бы иметь возможность обороняться ненасильственным
способом в пути.
Суть дзэн
Бодхидхарма известен, как первый
патриарх дзэн. Дзэн-буддизм - это синтез буддизма и даосизма. В
Китае дзэн вырос, распространился по всей стране и достиг Японии.
Дзэн в переводе с японского означает "медитация". Дзэн - это
творческое состояние, возникающее, когда "жаждущий припадает к
источнику Бытия". Словами это невозможно передать, но Мастера
стремятся выразить это примером своей жизни, как бы говоря: "К чему
слова? Делай, как я!" Ум - это постоянные вопросы и ответы. У
пытливого человека должны быть вопросы, но если он примет ответ -
вопрос умрет. Вопросы должны оставаться. Один вечный вопрос к Бытию
и один вечный, непрерывный ответ Бытия. Один ученый пришел к Будде и
задал сразу множество вопросов. Будда спросил его: - Вы пришли
искать или задавать вопросы? Ученый ответил: - Какая разница? Вопрос
- это и есть поиск! Будда сказал: - Разница такая же, как при
соизмеримости Небес и Земли. Поиск - это жажда, а вопрос - это игра
ума.
Слова не нужны
Басё, Мастера дзэн спросили: -
Расскажите что-нибудь о своих беседах. Вы говорите и при этом
выступаете против слов. Вы говорите: "Тот, кто знает, тот молчит!"
Но ведь вы не молчите! Как это понять? Басе ответил: - Говорят
другие, я цвету!
Кандидат на должность настоятеля
Мастер дзэн решил послать ученика
основать новый монастырь и объявил, что назначен будет тот, кто
лучше всех ответит на вопрос. Поставив на землю вазу с водой, он
спросил: - Кто сможет сказать, что это, не называя его? Старший из
учеников сказал: - Никто не может сказать, что это - деревянный
башмак. Затем подошел повар, ногой опрокинул вазу и вышел. Он и стал
настоятелем нового монастыря.
Золотая середина
Император Китая сидел на помосте
под навесом и читал книгу. Внизу мастер-колесник ремонтировал его
карету. Император отложил книгу и стал наблюдать за действиями
старого мастера, а потом спросил его: - Почему ты такой старый и сам
ремонтируешь карету? Неужели у тебя нет помощника? Мастер ответил: -
Твоя правда, государь. Ремеслу то я научил своих сыновей, а вот
искусство свое передать им не могу. А здесь работа ответственная,
требуется особое искусство. Император сказал: - Что-то ты мудрено
рассуждаешь! Поясни-ка попроще свою мысль. Старый мастер сказал: -
Могу я тебя спросить, что ты читаешь? И жив ли человек, который
написал эту книгу? Император начал сердиться. Старик, видя это,
сказал: - Не сердись, пожалуйста, я сейчас поясню свою мысль. Видишь
ли, мои сыновья делают хорошие колеса, но они не достигли
совершенства в этом деле. Я достиг его, но как им передать мой опыт?
Истина посередине... Если сделать колесо крепким, то оно будет
тяжелым и некрасивым. Если постараться сделать его изящным, то оно
будет ненадежным. Где та грань, та мера, которой я руководствуюсь?
Она внутри меня, я постиг ее. Это и есть искусство, но как его
передать? В твоей карете колеса должны быть изящными и крепкими
одновременно. Вот и приходится мне, старику, самому делать их. Так и
трактат, который ты читаешь. Человек, написавший его много веков
назад, достиг высокого понимания, но передать это понимание нет
никакой возможности.
Жизнь не может ждать
Мастер Ма-цзы, стремясь показать
своим ученикам состояние медитации, сказал: - Если вы произнесете
хоть слово, я назначу вам тридцать ударов моей палкой, но если вы не
произнесете ни слова, тоже самое - тридцать ударов моей палкой.
Теперь говорите, говорите! Один ученик вышел вперед и собирался
просто поклониться Мастеру, но получил удар. Ученик запротестовал: -
Я не произнес ни единого слова и Вы не позволили мне произнести ни
слова. За что же удар? Мастер засмеялся и сказал: - Если я буду
ждать тебя, твою речь, твое молчание... слишком поздно. Жизнь не
может ждать.
Всегда идти вперед
Ученик по имени Импо толкал
впереди себя тачку, а Мастер Ма-цзы сидел на его пути, вытянув ноги.
Импо сказал: - Учитель, уберите, пожалуйста, ноги! - То, что
вытянуто, не может быть убрано, - сказал Мастер. - То, что идет
вперед, не может повернуть назад, - сказал Импо и толкнул тачку
вперед. Тачка проехала по ногам Мастера. Вечером его ноги были в
синяках и кровоподтеках, но он дал понять, что признает действия
ученика верными.
Хлопок одной рукой
К Мастеру дзэн по имени Суйво
пришел ученик в слезах и отчаянии. - Придётся мне в стыде и смятении
вернуться домой, - сказал он, - раз я не могу решить заданную мне
задачу. -Три года назад Суйво велел ему медитировать на тему:
услышать звучание хлопка одной ладони. - Подожди еще неделю и
медитируй постоянно, - посоветовал Суйво. Но осознание все еще не
приходило к ученику. - Попробуй еще неделю, - сказал Суйво. Ученик
повиновался, но тщетно. Прошла еще неделя. Снова без толку.
Отчаявшийся ученик просил отпустить его, но Мастер предложил ему
медитировать еще пять дней. Они также не принесли успеха. Тогда
Мастер сказал: - Медитируй еще три дня и если ты и тогда не
достигнешь, тебе лучше покончить с собой. На второй день ученика
осенило!
Нет работы, нет еды
Китайский Мастер дзэн Хякудзе даже
в восемьдесят лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он
расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было
жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он
не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его
инструменты. В этот день учитель не стал есть. На другой день он
снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. "Он, верно,
рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались
ученики. - Положим-ка мы их лучше обратно". В тот день Мастер
работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал:
- Нет работы, нет еды!
Смотри не простудись
Много учеников изучали дзэн у
мастера Сэнгая. Один из них имел обыкновение ночью вставать и,
перебравшись через монастырскую стену, уходить развлекаться в город.
Однажды, проверяя ночью спальни, Сэнгай заметил отсутствие ученика,
а в саду у стены нашел высокий табурет, с которого тот взбирался на
стену. Убрав табурет, Сэнгай занял его место. Возвратившийся гуляка,
не подозревая, что на месте табурета стоит Сэнгай, встал учителю на
спину и спрыгнул на землю. Обнаружив, что он сделал, юноша
остолбенел от страха. Сэнгай сказал ему: - Рано утром очень холодно.
Смотри не простудись! Больше ученик никогда не уходил ночью.
Три удара папкой
Тодзан пришел к учителю Уммону.
Уммон спросил его, откуда он пришел. - Из деревни, - ответил Тодзан.
- А в каком монастыре ты был летом? - спросил Уммон. - В монастыре
Ходзи, что на южном берегу озера, - ответил Тодзан. - Когда же ты
его покинул? - спросил Уммон, дивясь про себя: сколько же еще Тодзан
сможет так отвечать на вопросы. - Двадцать пятого августа, - ответил
Тодзан. - Мне следовало бы отвесить тебе три удара палкой за такие
ответы, но я тебя прощаю, - сказал Уммон. На следующий день Тодзан
поклонился Уммону и спросил: - Вчера Вы мне простили три удара
палкой, но я не пойму - за что? Упрекая Тодзана за бездушные ответы,
Уммон сказал: - Ты ни на что не годен. Ты просто слоняешься из
одного монастыря в другой! Уммон еще не кончил говорить, как Тодзан
прозрел.
Школа дзэн
Наставники дзэн учат своих
учеников непосредственно выражать свои чувства. Один мальчик жил
рядом с детским монастырем дзэн и часто встречал мальчика из
монастыря, который каждое утро ходил на рынок за овощами. Как-то при
встрече он спросил мальчика из монастыря: - Куда ты идешь? Тот
ответил: - Куда ноги несут! Мальчик был озадачен и вечером спросил
совета у своего отца. - В следующий раз при встрече задай ему тот же
вопрос. Он ответит также, а ты тогда спроси: "А если бы у тебя не
было ног, тогда куда бы ты шел? Это застанет его врасплох". Утром
дети встретились снова. - Куда идешь? - спросил мальчик. - Куда
ветер дует, - последовал ответ. Это смутило ребенка и он рассказал
отцу о неудаче. "А ты спроси его в следующий раз куда бы он шел,
если бы не было ветра" - предложил отец. Наутро дети опять
встретились. - Куда идешь? - спросил мальчик. - На рынок, за
овощами, - последовал незамедлительный ответ.
Секретное действие
Ученик спросил мастера Банкея: - В
чем правда Будды? Банкей ответил: - Почему ты не спрашиваешь о своем
собственном уме или о себе? - О Мастер, - спросил ученик. - Что есть
я? Что я должен постичь? - Тебе нужно обратить внимание на то, что
известно как "секретное действие". - Что есть "секретное действие?"
Скажите мне, Мастер. Мастер открыл, а потом закрыл свои глаза.
Я пришел домой
Однажды Банкей демонстративно сжег
буддийское священное писание. Ученики спросили его: - Мастер, что Вы
делаете? Вы всегда учили по этим писаниям, комментировали их и
размышляли над ними. Зачем же Вы сжигаете их? Мастер рассмеялся и
сказал: - Потому что я пришел домой. Карты мне больше не нужны.
Этот гнев - не ты
Ученик Мастера Банкея спросил его:
- У меня случаются приступы гнева, я хочу от него освободиться, но
не могу. Что мне - делать? Банкей, не сказал ни слова, просто
заглянул глубоко в его глаза, тот даже вспотел неожиданно. Ему
хотелось нарушить молчание, но он не осмелился. Наконец, Банкей
улыбнулся и сказал: - Странно! Я искал и искал, но не смог найти
гнева внутри тебя. Покажи мне хоть немного гнева, здесь и сейчас.
Ученик сказал: - Он не всегда здесь. Он проявляется внезапно. Как я
могу показать его сейчас? Банкей снова улыбнулся и сказал: - Тогда
это не твоя истинная природа, которая остается с тобой всегда; и
если бы твой гнев был частью тебя, ты бы смог показать его мне.
Когда ты родился, его с тобой не было. Когда ты умрешь, его с тобой
не будет. Этот гнев - не ты. Где-то тут есть ошибка. Уходи и
подумай. Ищи! Медитируй!
Уверенность
Мастер Банкей никогда не цитировал
сутр и не вступал в обсуждение. Но беседы, которые он проводил,
посещали не только ученики дзэн, но и люди иного знания. Слова его
шли от сердца к сердцу слушателей. Его многолюдные собрания
раздражали священника секты нитирэн, последователи которой также
ходили слушать Мастера дзэн. Самолюбивый священник пришел поспорить
с Банкеем. - Эй! Дзэнский учитель! - Обратился он к Банкею, когда
тот вышел на сцену. - Подожди минутку. Всякий, кто тебя уважает,
будет повиноваться твоим словам, но если человек, вроде меня, тебя
не уважает, сможешь ли ты заставить его подчиняться? - Подойди ко
мне и я покажу тебе это, - сказал Банкей. Священник принялся,
горделиво расталкивая толпу, продвигаться к Мастеру. Банкей
улыбнулся и сказал: - Стань от меня слева. Священник повиновался. -
Нет! - сказал Банкей. - Будет лучше разговаривать, если ты станешь
справа. Пройди сюда. Священник гордо прошел направо. - Видишь, -
заметил Банкей, - ты меня слушаешься, и я думаю, что ты очень добрый
человек. А теперь сядь и слушай.
Скромность
Повар-монах по имени Даре из
монастыря Банкея решил лучше заботиться о здоровье старого учителя и
подавать ему пищу лучшего качества. Заметив это, Банкей спросил: -
Кто сегодня готовил? К нему прислали Даре. Услышав от него, что по
возрасту и положению ему полагается пища лучшего качества, Банкей
сказал: - Тогда думай, что мне не полагается есть вовсе. - И, войдя
к себе в комнату, запер за собой дверь. Даре, сев на пол перед
дверью учителя, просил прощения, но Банкей не отзывался. Семь дней
пробыл Банкей внутри, а Даре просидел снаружи. Наконец, отчаявшись,
один из учеников крикнул: - Почтенный Учитель, у Вас, быть может,
все хорошо, но этому ученику, который сидит здесь, есть надо! Он не
может голодать вечно. На это Банкей открыл дверь. Улыбаясь, он
сказал несчастному повару: - Я требую себе такую же пищу, как у
последнего из моих учеников и не хочу, чтобы ты, когда станешь
учителем, забыл об этом.
Искренний голос
После смерти Мастера Банкея,
слепой, живший неподалеку от храма, рассказывал другу: "Я слеп и не
вижу лиц людей, но могу по голосу судить об их характере. Обычно,
когда я слышу, как кто-то поздравляет другого с успехом или удачей,
то я слышу еще и скрытую нотку зависти. Когда же утешают в
несчастье, я слышу скрытую радость и довольство, словно утешающему
приятно, что его самого теперь ожидает что-то хорошее. Но сколько я
помню Банкея, его голос всегда оставался искренним. Когда он говорил
о счастье, я не слышал ничего, кроме счастья. Когда он выражал
печаль, то все, что я слышал, было печалью".
Молитва
Однажды император попросил Мастера
Сосана прийти во дворец и помолиться за него. Сосан пришел, но
молиться отказался. Он сказал: - Это невозможно. Есть несколько
вещей в жизни, которые каждый должен делать сам. Например, если Вы
хотите обнять женщину, я не могу сделать это за Вас, от Вашего
имени. Или если Вы должны посморкаться, Вам самому придётся сделать
это. Я не могу сделать этого за Вас, это не поможет. То же самое в
отношении молитвы. Как я могу молиться за Вас? Вы молитесь, и я буду
молиться. Сказав это, он закрыл глаза и погрузился в глубокую
молитву.
Священное писание
Один буддийский монах решил
собрать необходимую сумму денег для того, чтобы типографским
способом отпечатать священное буддийское писание и сделать его
доступным широкому кругу людей. До этого времени буддийские писания
распространялись только в рукописном варианте. Он обращался к
богатым людям с просьбой пожертвовать деньги на это мероприятие,
прибавлял к ним свои сэкономленные, и через несколько лет у него
скопилась крупная сумма. Он уже подумывал об осуществлении своей
мечты, но неожиданно в провинции случилось наводнение: снесло
множество домов, пострадали люди. Не раздумывая, монах раздал все
деньги пострадавшим. Когда жизнь наладилась, он снова начал собирать
деньги для печатания священных писаний. Много лет он собирал
необходимую сумму, но вновь стихийное бедствие обрушилось на
провинцию. Небывалая засуха уничтожила поля крестьян. Люди стали
голодать. И вновь монах раздал деньги нуждающимся. Когда он
состарился, ему все-таки удалось отпечатать священные буддийские
писания большим тиражом. Они были отпечатаны на деревянных дощечках.
И в наше время их можно видеть во многих монастырях, где они бережно
хранятся.
продолжение
следует...
|