Главная     Новости     Обо мне     Статьи     Разное     Фотогалерея    Гостевая книга     Ссылки           Дзэн поиск
     

Часть 2. Цель Дзэн. Причина человеческих страданий. Как практиковать Дзэн?

 

Цель Дзэн

Если говорить о том, что является целью Дзэн, то это значит говорить ни о чём. Поначалу это может звучать абсурдно и нелогично для непосвящённого в это искусство человека, но в Дзэн нет как таковой цели.. Дзэн - это жизнь сейчас и здесь!

В начале все практикующие стремятся чего-то достичь, но любая такая попытка достижения строится на определённой концепции примерно такого типа «это должно быть так» или «вот так правильно, так должно быть, а так нет» и подобных. Таким образом, практикующий создаёт новую идею как ему надо практиковать. Но суть пути Дзэн в том, что он лежит на столько «высоко», что находится вне всего этого, вне мышления и вне каких-либо понятий. Мастера говорят об этом просто «отбросьте все свои мнения и концепции», «отбросьте все свои желания», «отбросьте всё мышление»… больше ничего не нужно. Когда всё это отброшено где тогда правильно и не правильно, одна практика и другая? И как Вам тогда практиковать???
Когда исторического Будду Шакьямуни попросили выразить его учение в одной строчке, он ответил: «Не привязывайтесь ни к чему». Это были все его слова, когда сейчас Буддизм насчитывает более 84000 томов об этом учении! И эти слова так же просты и лаконичны, как и вся практика Дзэн. Дзэн не размышляет, Дзэн живёт!

Все человеческие вопросы, как например приведённые мной выше, возникают лишь из-за того, что в уме человека есть конфликт, двойственность. Нам порой и в жизни тяжело бывает сделать верный выбор «так поступить или так», «правильно или нет», «красиво или некрасиво», «плохо или хорошо» и чем сильнее в нас эта двойственность, тем тяжелее нам разглядеть и сделать именно по настоящему верный выбор. Когда всё полностью отброшено, всё становится едино, всё становится цельным, всё становится самим собой, и мы начинаем видеть вещи и ситуации такими, какие они есть на самом деле. Ещё Будда Шакьямуни сказал об этом так «Когда ум чист, вся вселенная чиста. Когда ум запятнан, вся вселенная запятнана», а один из Дзэн-мастеров древности выразил эту истину так «10000 вопросов, это всего лишь 1 вопрос».

В конце концов, постепенно такая практика ведёт человека к полному освобождению или духовному просветлению, пробуждению.

 

Причина человеческих страданий

Почему говорят пробуждение? Если ум человека завален до отказа понятиями и мнениями, он не живёт в настоящем, его мысли бесконтрольно блуждают, словно воры в заброшенном государстве, естественно такой ум омрачён всем этим и на этой благодатной почве появляются жгучие желания, страсти, страхи, заблуждения, иллюзии, извращения и пр. Эго такого человека с годами только растёт, но с ним растёт и его боль, его недовольство, мир становится всё более серым и скучным, растёт скука, печаль, надъедает сама жизнь, человек просто медленно духовно, сердцем умирает. Все спрашивают «куда уходит детство?», «тот интерес к жизни, то яркое мироощущение?», но на самом деле оно никуда не уходит, вопрос в том, куда уходим Мы???

Это называется сон наяву, человек видит весь окружающий его мир и всех людей через, так сказать призму всего этого накопленного за долгие годы ментального (мысленного) богатства. Его сознание, подобно лучу кинопроектора, а его неконтролируемый ум, с мыслями, воспоминаниями, травмами, болью, шаблонами поведения, привычками, взглядами и пр., это плёнка проектора, только со звуками, ощущениями, эмоциями приписанными к каждому определённому кадру. Когда луч проектора светит через чистое стекло объектива, мы видим всё то, что он освещает перед собой и вокруг себя в истинном, первозданном виде. Когда же он светит через плёнку с кадрами, мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем и пр., то, что было записано на плёнку. Нам не то, что не видно того, на что светит свет от проектора, мы увлекаемся самим фильмом, притом на столько и так давно это сделали, что стали полными его жителями. Забыв о том, что это именно мы режиссёр, оператор, продюсер управляющие кинопроектором. Вспомните. Когда вы смотрите фильм в кинотеатре, во время его просмотра вы забываете, что сейчас сидите в зале и смотрите картину со стороны, вы так погружаетесь в неё, что практически становитесь её участником.. В эти моменты, она становится живой, настоящей. Так же, никто в это время ни помнит, да и не обращает внимания на то, что это всего лишь проекция определённых лучей света на белом холсте. Все верят погружены в картину.

Так же и человек, не видит окружающий мир и других людей в их истинном свете из-за таких вот заблуждений. Со временем, многие люди становятся более неудовлетворёнными, чаще начинают злится и раздражается, их не устраивает то, о чём они, когда-то только лишь могли мечтать и радоваться этому, многие становятся жадны, многие всегда находятся в вечном непрекращающемся поиске и ни в чём уже не могут найти полное удовлетворение.

Поэтому, когда человеку удаётся выйти за пределы своих заблуждений, он пробуждается от сна иллюзий. Мы не видим их, но это, так же как и с обыкновенным ночным сном, мало кто из людей всегда осознаёт то, что он спит, будучи, находясь во сне и смотря сновидения, хотя это вполне реально. Так же и мы, пребывая в иллюзиях, не можем разглядеть их. Мастера говорят об этом так «Рыба, плавающая в воде, не знает, что она находится в воде. Она понимает это лишь тогда, когда её из неё вытаскивают». Поэтому практика Дзэн как раз направлена на то, что бы человек сумел взглянуть на себя, как бы со стороны, как бы сумел отстранится, хотя б на короткое мгновение от своих заблуждений и увидеть себя таким, какой он есть на самом деле. Мастер выдёргивает вас из воды. Иногда, это оказывается шокирующим опытом и люди на какое-то время даже забывают слова, кто-то начинает плакать от радости, некоторые не могут остановится от смеха даже по истечении нескольких дней и пр. Это называется в Дзэн «увидеть своё подлинное или истинное лицо». И для этого, никому не нужно бежать далеко, всё это находится в нас. Хороший мастер не даёт ученикам привязываться к себе и зависеть от него, он показывает им дорогу и направление. Как говорил даосский мудрец Лао-Цзы «Не выходя из дома, можно познать весь мир».

В Японии опыт Просветления называется сатори. Вот как описывает его известный современный Учитель дзэн Сасаки-сан: "Однажды я стёр из головы все понятия, отбросил все желания, слова, которыми мыслил, и остался в покое. Я чувствовал лёгкое головокружение, как будто меня втаскивают куда-то... Вдруг – бац! Я вошёл... Я потерял границы своего физического тела. Конечно, у меня была кожа, но я чувствовал, что стою в центре Космоса. Я говорил, но мои слова потеряли своё значение. Я видел людей, которые подходили ко мне, но все они были одним и тем же человеком. Всё было едино со мной! Я никогда не знал этого мира. Я думал, что меня создали, но теперь приходится изменять это мнение – я никогда не был создан! Я был Космос, никакого индивидуального господина Сасаки не было".

И что он будет делать дальше и чему посвятит свою жизнь, это уже другой вопрос. Но всё, чему бы он её не посвятил, он будет делать с огромной радостью, наслаждением, свободой, мудростью, пониманием и любовью. Вот конечная цель такой практики.

Пробудитесь!

Когда Будда стал просветленным, он воскликнул:
— Это невероятно! Значит я с самого начала был просветленным, а все эти цепи и оковы были лишь сном!
Впоследствии, когда люди спрашивали его: "Что нам делать, чтобы избавиться от пороков?", Будда неизменно отвечал: "Будьте сознающими, внесите в свою жизнь осознанность".
Слушая его, Ананда, один из его учеников, спросил:
- Люди приходят к тебе с разными проблемами, а у тебя на все "недуги" один рецепт. Например, один человек спрашивает: "Как избавиться от гнева?", ты ему отвечаешь: "Будь осознанным!" Другой спрашивает: "Как избавиться от жадности?", ты ему отвечаешь: "Будь осознанным!" Третий спрашивает: "Как избавиться от обжорства?", ему ты тоже советуешь: "Проявляй осознанность". Как это понять?
Будда ответил:
- Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые снятся разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: "Начните осознавать! Пробудитесь!"



 

Как практиковать Дзэн

В практике медитации важно научится опустошать свой ум от мышления, но, к сожалению это невозможно сделать напрямую. Многие практикующие пытаются остановить свои мысли, внутренний диалог, вытесняя их или стараясь не думать, усилием воли и т.д. Но это не совсем верная тактика, так как, добиваясь таким способом внутренней тишины они не могут увидеть, что их ум полностью не опустошён. В этом случае обычно остаётся привязанность к недуманью, они или ждут этой внутренней тишины, или даже находясь в ней, им всё равно постоянно приходится проверять свой ум на отсутствие мышления иначе как им его остановить. Но каждая такая проверка это уже мысль, только эта мысль почти не заметна, так как в этот момент такой практик смотрит в якобы свой пустой ум. Поэтому важно выбрать такую практику медитации, в которой Вам будет не нужно проверять себя.

О пустоте ума говорят ещё как «Достижение в недостижении» или «Деяние в недеянии». Поэтому не ставьте себе в практике никакой цели, достичь чего-то или получить от этого что-то и старайтесь не проверять свои успехи, как говорят мастера «Просто делайте это».
Будда в сутре сердца (сердце Буддийского учения можно сказать :) прямо говорит «нет достижения, так как нечего достигнуть»! Поэтому в первую очередь не старайтесь в медитации ничего достигать, а просто делайте свою задачу, ведь как говорилось выше Вам нечего достигать ;)
Будда сказал, что «все живые существа обладают истинной природой», т.е. уже обладают истиной и живут в ней каждый миг, даже самые заблуждающиеся и в самой тяжкой печали, и в самой светлой радости. Но мы всё равно страдаем, а лишь из-за того, что не можем ясно увидеть этого. Истина словно солнце постоянно сияет на нашем небе, но приходят облака заблуждений и заслоняют это солнце от нас, поэтому мы страдаем.

Итак «отбросьте все свои мнения и концепции», «отбросьте все свои желания», «отбросьте всё мышление»…

Теперь я хотел бы рассказать ещё об одной практике Дзэн, о самой, если так можно выразится его душе – Дзадзэн!
В переводе «Дза» означает «сидеть», а «Дзэн» означает «неподвижно», «медитация». Полностью это примерно звучит так «сидеть неподвижно» или «сидеть в медитации». Стараясь более наглядно объяснить своим ученикам главный принцип Дзадзэн, учителя об этом ещё говорят так «сидеть так, словно кошка поджидает мышку у норки» или «словно тигр, затаившийся в засаде перед прыжком».

В общем, практикуя Дзадзэн самым главным, является Ваше внимание, полная неподвижность и положение тела (будет рассказано ниже). Вы просто сидите полностью неподвижно, не на что не отвлекаясь! Вы полностью внимательны ко всему, что происходит именно в данный момент внутри Вас и снаружи.
Если приходят мысли, Вы не следуете за ними, не даёте им увлекать вас за собой. Вы просто видите, отмечаете про себя это, и просто сидите со всем вниманием, давая мыслям самим потихоньку уйти. Не привязывайтесь к ним, просто отметьте этот факт и забудьте про них. Просто находитесь здесь и старайтесь не отвлекаться ни на что.
Вы должны сидеть словно тот тигр или кошка судьба которых зависит от того пропустят они свою добычу или нет!

Обратите внимание, что медитация, это не визуализация, не релаксация, не транс, не погружение куда-либо, не работа с энергией и даже не концентрация! Это слово за последнее время стало настолько заезжено, что уже никто толком и не понимает, что оно значит.

Медитация - это самое естественное состояние человека, он находится в нём постоянно, поэтому его нельзя достичь и нельзя потерять, как об этом сказал, ещё сам Будда, в сутре Сердца - "нет достижения, так как нечего достигнуть". Это состояние как фон, его заслоняют наши заблуждения. Медитация наступает тогда, когда по мере практики, мы полностью перестаём делать, какое-либо усилие, что бы оставаться в данном моменте, оно нам просто становиться больше не нужно. Это и есть естественное состояние, в котором исчезают все цели, идеи, концепции, намерения и пр., ум становится чист сам по себе и мы просто пребываем в ясности данного момента. Любые другие попытки, это работа ума, ведь как, с помощью мыслей, можно освободиться от мыслей?

Что такое концентрация и чем она отличается от медитации. Во первых, сознательная концентрация, это функция нашего мыслящего ума. Таким образом, если человек концентрируется, он делает и поддерживает это усилие с помощью своей мысли, поэтому ум при такой практике полностью не очищается.

Пападжи о медитации (Зов Поиска. Свобода Здесь и Сейчас)
 



Часто именно таким образом многим сидеть очень тяжело, особенно поначалу или человеку вообще трудно понять, как это, «просто сидеть». Поэтому Дзэн использует ещё много разных вспомогательных практик для того, что бы человек мог научится более менее удерживать своё внимание в настоящем. Я расскажу о 2-х самых распространённых, это чтение мантры и концентрация на счёте дыханий.

В чтении мантры используется определённое слово, набор слов, звуков, имена святых и т.д. Самому смыслу слова в Дзэн не уделяется особо пристального внимания, главное, что бы выбранная Вами мантра была Вам приятна, удобна и то как Вы будете это делать.

Для начала можно порекомендовать классическую мантру «Ом Мани Падме Хум» или «Квансеум Босаль». Мантра повторяется в удобном для Вас ритме и интонацией с полным вниманием на ней. Можно так же использовать чётки.
Больше ничего не нужно, просто посвятите, на время занятий, всего себя полностью только этому одному делу!

Сосредоточение на счёте дыханий
Есть много разновидностей этой практики, но Вы должны всегда помнить другое, что самое главное это не то, какой вы используете метод, а то как Вы им пользуетесь, как Вы это делаете!
Один прославленный учитель сказал «Не важно, что Вы делаете. Важно, как Вы это делаете»!

Поэтому предлагаю Вам такой метод:
- не дышите специально и натужно (это не пранаяма из йоги)
- дайте вашему дыханию течь самому
- не делайте ничего, а просто наблюдайте, как это происходит
- опустите фокус своего внимания вниз живота ~ на 5 см. ниже пупка, наблюдайте, как движется Ваш живот на вдохе и выдохе
- считайте каждый свой вдох и выдох. Вдох-один, выдох-два, вдох-три, выдох-четыре и т.д. до десяти, а потом опять начинайте считать с одного до десяти.

Почему нужно считать только до 10? Часто человек отвлекается и уже думает во время медитации о чём-то своём, а счёт продолжает идти автоматически вдох-9, выдох-10, вдох-11, выдох-12 и т.д. до бесконечности.
Не только в этой практике, но и в любой другой очень важен именно этот момент. Как только Вы ловите себя на том, что отвлеклись и Ваш ум уже блуждает, где-то сам по себе в своих мыслях, необходимо сразу же возвратится обратно к поставленной задаче.
Притом, какими бы интересными и прекрасными не были бы Ваши мысли, фантазии и грёзы, Вы обязательно, как только это заметив должны вернуться обратно к практике. Иначе вследствие этого начинает возникать леность ума и человеку она, с каждым разом будет даваться не легче, а наоборот всё сложней! Любая медитативная практика – это трезвый и ясный ум.

Теперь ещё один очень важный момент, который относится ко всем перечисленным здесь видам практик, это положение тела, рук, ног и глаз.

Для удобства медитация Дзэн проходит на небольшом мягком коврике (если у Вас жёсткие полы) размером где-то метр * метр на который помещается очень туго набитая ватой, гречневой шелухой и т.д. небольшая подушечка для сидения (Дзафу) диаметром примерно 35-45 см. и высотой в 6-10 см. даже, когда на ней сидят. Матерьял Дзафу не должен быть скользким, что бы не соскакивать с неё во время сидения.

Садятся на неё, скрестив ноги (по турецки), в четвертной лотос (одна нога на голени другой), в полу-лотос (одна нога на бедре другой) или же в полный лотос (одна нога на одном бедре, другая на другом). Но это выполняется по возможности, кто как может. Лучше стремится, конечно, к лотосу, но только не надо рвать себе ноги, со временем практики растяжка улучшается. Можно практиковать даже сидя на стуле или же лёжа, если у вас нет возможности сидеть, но лёжа есть больше вероятности просто уснуть.

Само сидячее положение, стремящееся к лотосу важно ещё и потому, что оно улучшает энергетический обмен за счёт приближения пяток, на которых находится множество аккупунктурных энергетических точек к животу, где расположен нижний энергетический центр Дань-Тянь, а так же, что очень немаловажно в практике Дзэн такое довольно суровое положение тела помогает человеку дисциплинировать себя и не засыпать.

- спина и голова выпрямлены без напряжения
- тело не заваливается ни назад, ни вперёд, ни в стороны
- положение такое, словно Вас подвесили за макушку и тянут к земле за копчик. Как будто через Вашу макушку, позвоночник и копчик проходит прямая вертикальная ось
- пальцы вместе, левая рука лежит поверх правой, большие пальцы соединяются вместе на уровне пупка и образуют овал подобный большому яйцу между собой и ладонями. Эта положение рук должно быть расслабленным, без напряжения и в тоже время пальцы не должны провисать вниз или наоборот слишком сильно сжиматься вместе. Представьте, что словно в Ваших руках находится большой нежный цветок. Вы не должны его выронить, но в тоже время и раздавить.
Такое положение рук называется Маха-Мудра, что значит как «Маха» - великая, совершенная, «Мудра» - замок, печать, символ
- опустите фокус своего внимания вниз живота ~ на 5 см. ниже пупка
- глаза совершенно расслаблены, но остаются открытыми или полуприкрытыми, как Вам удобней. Взгляд направляется или в стену перед собой или вниз в пол под углом 45 градусов. Он не должен бегать, а так же не нужно его специально фокусировать и концентрировать на чём-то конкретном, просто расслабленно бросьте его перед собой, как обычно смотрите на человека, природу и т.д.

Обстановка для занятий желательно должна быть непринуждённой, скромной и простой, что бы вас ничто не отвлекало. Посторонние звуки тоже не желательны, хотя это в основном важно только, когда вы начинаете практиковать медитацию, возможно потом, Вас это перестанет отвлекать.

Дзэн не учит отрицанию чего бы то ни было, он учит полному принятию. И когда Вы начнёте осознавать это в своей практике, то возможно то, что раньше Вам так мешало и отвлекало, теперь наоборот начнёт помогать.

В следующей главе я опишу интереснейшую и загадочную практику коана и повседневную практику осознанности, ведь в Дзэн медитация не заканчивается даже тогда, когда человек встаёт со своей подушки после Дзадзэн.

Sergey SW
13.02.2008 г.

 

[Вернуться в подраздел]


                                     Copyright © 2007-2009 by "Sergey SW"
Используются технологии uCoz