Часть 1. Что есть Дзэн..?
佛在心里,道在粪中
(”Будда в сердце, Дао в экскрементах”)
Всё, что вы прочитаете здесь о
Дзэн большая ошибка, так как первое и самое главное правило во всём
этом, это то, что Дзэн, не есть философия и любая попытка
какого-либо его объяснения словами уже не Дзэн и любая речь о Дзэн
идёт уже не о нём. Слова лишь могут использоваться в нём как
указатель, т.е. если нам необходимо добраться до определённого
пункта назначения не будем же мы стоять у указателя в его сторону и
говорить всем "о, я уже в этом пункте" или "я понимаю, я понял, я
знаю" так до него и не добравшись. Поэтому я просто сейчас показываю
Вам этот самый указатель, что бы Вы увидели куда двигаться, а дальше
Вам следует о нём забыть и просто идти самим в эту сторону. Выкиньте
слова, не тратьте на объяснения Дзэна своё время, об этом уже давно
сказали мастера этого искусства. Вы всё равно его так не поймёте, а
лишь выстроите очередное ложное представление о нём. Как понять его,
таким образом, если Дзэн лежит вне мыслей и, следовательно, вне
всяких представлений..?! Дзэн не объясняется речью и мышлением - его
можно только постичь. И постичь только в тишине!
Чань - кит., Дзэн -
яп., Дхьана - санскр. - что означает "сосредоточение",
"медитация". Он относится к одной из школ Буддизма Махаяны в
Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и пр. Так же важно понимать, что Дзэн
это лишь название, словесный ярлык. Но в настоящем Дзэне нет
никакого Дзэна и в тоже время мы занимаемся им, как же это так..?! А
вот остальное я предлагаю выяснить нам самим :)
Sergey SW
Суть дзэн
Бодхидхарма известен, как первый патриарх дзэн.
Дзэн-буддизм - это синтез буддизма и даосизма. В Китае дзэн вырос,
распространился по всей стране и достиг Японии. Дзэн - это
творческое состояние, возникающее, когда "жаждущий припадает к
источнику Бытия". Словами это невозможно передать, но Мастера
стремятся выразить это примером своей жизни, как бы говоря: "К чему
слова? Делай, как я!" Ум - это постоянные вопросы и ответы. У
пытливого человека должны быть вопросы, но если он примет ответ -
вопрос умрет. Вопросы должны оставаться. Один вечный вопрос к Бытию
и один вечный, непрерывный ответ Бытия. Один ученый пришел к Будде и
задал сразу множество вопросов. Будда спросил его: - Вы пришли
искать или задавать вопросы? Ученый ответил: - Какая разница? Вопрос
- это и есть поиск! Будда сказал: - Разница такая же, как при
соизмеримости Небес и Земли. Поиск - это жажда, а вопрос - это игра
ума.
***
Глубоко
в горах зазвонил большой храмовый колокол. Вы слышите его звук в утреннем
воздухе, и все мысли исчезают из вашего ума, нет ничего, что есть вы;
нет ничего, что есть не вы. Есть только звук колокола, заполняющий всю
вселенную.
Во всех
этих переживаниях внутренне и наружное стало одним. Это ум Дзен.
Первоначальная
природа не имеет противоположностей. Речь и слова не нужны. Без мышления
все вещи в точности такие, какие они есть. Истина есть просто как это.
Приходит
весна, вы видите распускающиеся цветы, порхающих бабочек; вы слышите
пение птиц, вдыхаете тёплый воздух. И весь ваш ум — это только весна.
Это вообще ничто.
Вы приезжаете
к Ниагаре и берёте лодку, чтобы подплыть к тому месту, куда падает водопад.
Низвержение воды прямо перед вами и вокруг вас и внутри вас, и внезапно
вы кричите :”ЙАААААААААА”.
Так зачем же мы используем слова? Зачем мы создали эту книгу?
Согласно
восточной медицине, когда у вас горячая болезнь, вы должны принимать
горячие лекарства. Большинство людей очень привязаны к словам и речи.
Поэтому мы лечим эту болезнь лекарством слова и речи. Большинство людей
имеет неправильное мировоззрение. Они не видят мир таким, какой он есть;
они не понимают истины. Что хорошо, что плохо? Кто делает добро, кто
делает зло? Они изо всех сил цепляются за свои мнения. Но у каждого
мнения разные. Как вы можете говорить, что ваше мнение правильное, а
у кого то другого неправильное? Это заблуждение.
Если вы хотите понять истину, вам следует отступиться
от своей ситуации, от своего положения и от всех своих мнений. Тогда
ваш ум будет в состоянии до-мышления. “До-мышление” - это ясный ум.
В ясном уме нет внутреннего и наружного. Это просто как это. “Просто
как это” - это истина.
Прославленный учитель сказал:
“Если
вы хотите пройти через эти ворота,
То воспрепятствуйте
мышлению”.
Это
означает, что, если вы думаете, то вы не сможете понять Дзен. Если вы
удерживаете ум в состоянии до-мышления, то это Дзен ум.
Поэтому
другой Дзен Мастер сказал:
“Всё,
чему учил Будда,
было
нацелено лишь на то,
чтобы
исправить ваше мышление.
Если
вы отбросили всякое мышление,
то к
чему нужны слова Будды?”
Сутра
сердца говорит: “Форма - это пустота, пустота - это форма”.
Это
значит “Нет формы, нет пустоты”. Но правильное значение выражения “Нет
формы, нет пустоты” - это “Форма есть форма, пустота есть пустота”.
Если
вы думаете, то вы не поймёте этих слов. Если вы не думаете, “просто
как это” и есть природа Будды.
Что
такое природа Будды?
Глубоко
в горах ударил большой храмовый колокол.
Истина
- просто как это.
Сеонг
Cан (Из книги "Посыпание Будды пеплом")
Дзен - это понимание самого себя
你仰视,他就伟大。
(Мыши внизу: “Посмотри вверх, он Велик!”)
Однажды
пришёл ученик и спросил Сеонг Сан Соен-са: “Что такое Дзен?”
Соен-са
поднял свою Дзен палку над его головой и сказал: “Понимаете?”
Ученик
сказал: “Я не знаю”.
Соен-са
сказал: “Этот не- знаю-ум и есть вы. Дзен — это понимание самого себя”.
“Что
вы понимаете обо мне? Научите меня”.
Соен-са
сказал: “На кондитерской фабрике различные изделия выпекаются в форме
животных, автомобилей, людей и самолётов. У всех у них различные названия
и формы, но все они сделаны из одинакового теста, и одинаковы на вкус.
Точно так во вселенной - солнце, луна, звёзды, горы, реки, люди и т.
д. - имеют различные названия и формы, но все они сделаны из одной и
той же субстанции. Вселенная организована в противоположные пары: свет
и тьма, мужчина и женщина, звук и молчание, добро и зло. Но все эти
противоположности одно и то же, потому что они сделаны из одной и той
же субстанции. Их имена и формы различны, но субстанция одна и та же.
Имена и формы созданы вашим мышлением. Если вы не думаете и не привязаны
к имени и форме, тогда вся субстанция едина. Ваш не-знаю-ум обрезает
всякое мышление. Это ваша субстанция. Субстанция этой Дзен-палки и ваша
собственная субстанция одна и та же. Вы есть эта палка; эта палка есть
вы.”
Ученик
сказал: “Философы говорят, что такая субстанция - это энергия, или разум,
или Бог, или материя. Что здесь истина?”
Соен-са
сказал: “Четверо слепых пришли в зоопарк и навестили слона. Один слепой
потрогал его бок и сказал: “Слон, как стена”. Другой слепой потрогал
хобот и сказал: “Слон, как змея”. Следующий слепой потрогал ногу и сказал:
“Слон, как колонна”. Последний слепой пощупал хвост и сказал: “Слон,
как швабра”. И затем четверо слепых начали драться, так как каждый считал
своё мнение правильным. Каждый понял только ту часть, которой коснулся;
никто не понял целого.
Субстанция
не имеет ни имени ни формы. Энергия, ум, Бог, материя - всё это имя
и форма. Субстанция - это абсолют. Имея имя и форму, имеешь противоположности.
Поэтому весь мир похож на тех слепых, дерущихся друг с другом. Непонимание
себя - это непонимание истины. Вот почему между нами идёт борьба. Если
бы все люди в мире поняли себя, они достигли бы абсолюта. Тогда во всём
мире был бы мир. Мир в мире - это Дзен”.
Ученик
сказал: “Как можно, практикуя Дзен, делать мир в мире?”
Соен-са
сказал: “Люди желают денег, славы, секса, пищи и отдыха. Все эти желания
- мышление. Мышление - это страдание. Страдание означает отсутствие
мира в мире. Отсутствие мышления - это отсутствие страданий. Отсутствие
страданий означает мир в мире. Мир в мире - это Абсолют. Абсолют - это
Я”.
Ученик
сказал: “Как я могу понять Абсолют?” Соен-са сказал: “Вы должны понять
себя”.
“Как
я могу понять себя?”
Соен-са
поднял свою палку и сказал: “Видите это?”
Затем
он быстро ударил по столу палкой и сказал: “Слышите это? Эта палка,
этот звук и ваш ум - это одно и то же или разное?”
Ученик
сказал: “Одно и то же”.
Соен-са
сказал: “Если вы скажете, что это одно и то же, я ударю вас 30 раз.
Если вы скажете, что это разное, я всё равно ударю вас 30 раз. Почему?”
Ученик
молчал.
Соен-са
закричал: “КАТЦ !!!”
Потом он сказал: “Приходит
весна, трава растёт сама собой”.
Сеонг
Cан (Из книги "Посыпание Будды пеплом")
Книги полностью, находятся в разделе
Библиотека
|