Груз прошлого и освобождение. Кто "Я"?
... Отвергнув какие-то части себя,
они стали калеками. В определенном смысле, они парализованные.
Нет ничего плохого в уме, нет
ничего плохого в мыслях. Если что-то не так, это остается на
поверхности - потому что тогда ты не знаешь целого и напрасно
страдаешь из-за части и частичного восприятия. Нужно целое
восприятие, а оно возможно только из твоего центра - потому что из
центра ты можешь смотреть во все стороны и во все измерения, во всех
направлениях, видя всю периферию своего существа. А она безгранична.
Фактически, это то же самое, что и периферия существования. Однажды
оказавшись в центре, мало-помалу ты становишься шире и шире, больше
и больше, и в конце концов оказываешься ни больше ни меньше как всем
целым.
Под одним из углов зрения, ум
подобен пыли, которая скапливается на одежде путешественника. А ты
путешествовал и путешествовал миллионы жизней, и никогда не мылся.
Естественно, скопилось столько пыли - в этом нет ничего плохого; так
и должно быть - многие слои пыли, и ты считаешь эти слои своей
личностью. Ты отождествился с ними, ты жил с этими слоями пыли так
долго, что они начинают выглядеть как твоя кожа. Ты так
отождествился.
Ум - это прошлое, память, пыль.
Каждому приходится ее собирать - если ты путешествуешь, на тебе
будет скапливаться пыль. Но нет необходимости с ней отождествляться,
нет необходимости становиться с ней одним целым; потому что, если ты
становишься с ней одним целым, тогда ты попадешь в беду; потому что
ты не пыль, ты сознание.
Омар Хайям говорит: "Прах во
прах". Когда человек умирает, что происходит? - прах возвращается во
прах. Если ты только прах, пыль, тогда все возвращается во прах,
ничего не остается. Но ты только пыль, многие слои пыли, или что-то
есть у тебя внутри, что совершенно не пыль, что совершенно не от
этой земли?
Это твое сознание, твоя осознанность. Осознанность - твое существо,
сознание - твое существо, а пыль, которая скапливается на
осознанности, - твой ум.
Есть два способа обращаться с этой
пылью. Обычный "религиозный" способ - чистить одежду, тереть и
скоблить тело. Но эти методы помогают мало. Как бы ты ни тер одежду,
одежда так грязна, что не подлежит восстановлению. Ты не можешь ее
очистить; напротив, что бы ты ни сделал, это только сделает ее еще
грязнее.
Мулла Насреддин однажды пришел
ко мне - а он пьяница. У него дрожат руки - когда он ест или пьет
чай, все падает на его одежду, и вся его одежда заляпана чаем и
едой, тем и другим. Я сказал Насреддину:
- Почему бы тебе не сходить в химчистку и не найти какое-то
средство? Есть растворы, которые выводят эти пятна.
Он так и сделал. Через семь дней он вернулся; его одежда была в еще
худшем состоянии, хуже прежнего. Я спросил:
- Что случилось? Ты сходил в химчистку? Он сказал:
- Я так и сделал. И этот химический раствор замечателен - он
помогает. Все пятна от чая и еды выведены. Теперь мне нужен второй
раствор, потому что первый раствор оставил свои собственные пятна.
Религиозные люди просто снабжают
тебя мылом и химическими растворами, инструкциями, как отстирать
грязь, но эти растворы оставляют свои собственные пятна. Именно
поэтому безнравственный человек может стать нравственным, но
остаться грязным - теперь он морален, но остается грязным. Иногда
эти ситуации еще хуже, чем прежде.
Аморальный человек во многом очень
невинен, менее эгоистичен. Моральный человек содержит в уме всю
мораль, он собрал новые вещи - это моралистичные, пуританские,
эгоистические подходы. Он чувствует себя высшим; он чувствует себя
избранным. А все остальные обречены на ад; только он отправится в
рай. А все аморальное остается внутри, потому что ты не можешь
контролировать ум с поверхности; нет никакого способа. Так просто не
бывает. Существует только один вид контроля, и это восприятие из
твоего центра - быть осознанным.
Ум похож на пыль, собранную за
миллионы путешествий. Настоящая религиозная точка зрения,
радикальная религиозная точка зрения, противоречащая обычной,
состоит в том, чтобы просто сбросить одежду. Не беспокойся о том,
чтобы ее выстирать, ее нельзя отстирать. Просто выйди из нее, как
змея из старой кожи, даже не оглядываясь назад.
Ум - это прошлое, память, в
определенном смысле, все накопленные опыты. Все, что ты сделал, все,
что ты думал, все, чего ты желал, все, о чем ты мечтал, - все твое
прошлое во всей его полноте, вся твоя память - память и есть ум. И
пока ты не избавишься от памяти, ты не сможешь стать хозяином ума.
Как избавиться от памяти? Она
всегда есть, всегда следует за тобой. Фактически, ты и есть память;
как же от нее избавиться? Кто ты, если исключить память? Когда я
спрашиваю: "Кто ты?", не говори мне, как тебя зовут - это твоя
память. Твои родители дали тебе это имя когда-то раньше. Я тебя
спрашиваю: "Кто ты?", и ты рассказываешь мне о своей семье, о своем
отце, о своей матери - это память. Я тебя спрашиваю: "Кто ты?", и ты
рассказываешь мне о своем образовании, о своих ученых степенях,
говоришь, что ты магистр искусств, что ты доктор наук, или инженер,
или архитектор. Это память.
Когда я тебя спрашиваю: "Кто ты?",
если ты действительно посмотришь вовнутрь, единственным ответом
может быть: "Я не знаю". Что бы ты ни сказал, это будет память, не
ты. Единственным настоящим, подлинным ответом может быть: "Я не
знаю", потому что познать себя - это последнее.
Я могу ответить, кто я, но я не
отвечу. Ты не можешь ответить, кто ты, но у тебя готов ответ. Те,
кто знает, об этом молчат. Потому что, если вся память отброшена, и
весь язык отброшен, тогда нельзя сказать, кто я. Я могу заглянуть в
тебя, я могу сделать тебе знак, я могу быть с тобой, во всей полноте
моего существа - вот мой ответ. Но этот ответ нельзя дать в словах,
потому что, что бы ни было воплощено в слова, это будет частью
памяти, частью ума, не сознания.
Как избавиться от воспоминаний?
Наблюдай их, свидетельствуй их. И всегда помни: "Это случилось со
мной, но это не я". Конечно, ты родился в определенной семье, но это
не ты; это случилось с тобой, это событие снаружи тебя. Конечно,
кто-то дал тебе имя; оно полезно, но это имя - не ты. Конечно, у
тебя есть форма, но эта форма - не ты; эта форма - только дом, в
котором ты случайно оказался. И это тело дано тебе твоими родителями
- это подарок, но не ты.
Наблюдай и различай. Именно это на
Востоке мы называем вивек, различение - ты сознательно различаешь.
Продолжай различать - приходит мгновение, когда ты исключил все, что
не ты. Внезапно, в этом состоянии, ты впервые лицом к лицу
сталкиваешься с самим собой, сталкиваешься со своим существом.
Продолжай отрубать все тождественности, которые не ты, - семью,
тело, ум. В этой пустоте, когда все, что не ты, выброшено, внезапно
на поверхности оказывается твое существо. Впервые ты сталкиваешься с
самим собой, и это столкновение делает тебя хозяином.
Ошо - "Осознанность"
редактор Сергей SW
|