Невидимая власть символов
Ранним весенним утром вы зашли в
лес. Вас окружает буйство зелени, ароматы трав, пение птиц. Вам
легко дышится и приятно шагается по мягкой травке. Сквозь кроны
деревьев пробиваются золотые солнечные лучи. И вы заметили, что с
ближайшей ветки на вас с любопытством смотрит рыжая белка. Вам очень
хорошо, и вы хотите запомнить это состояние. Для этого достаточно
назвать эту картину: «Утро с белкой». И потом стоит только
произнести это сочетание, как вы снова погрузитесь в воспоминание.
А можно поставить на рабочем столе маленькую фигурку белки. И
простой кусок пластмассы будет мысленно возвращать вас туда, где вам
было так хорошо.
Впечатление не хранится в памяти
само по себе. Оно сразу выстраивается в целую систему знаков и
символов и включается в плавный ритм мышления уже измененным.
Это похоже на колоду карт. Каждое впечатление записывается на
отдельную карту. Потом они тасуются в порядке убывания яркости
переживания. В нашем примере самым ярким впечатлением была белка.
Поэтому карта с белкой лежит сверху. Верхняя карта колоды становится
не только впечатлением, но и превращается в символ-ярлычок, за
который вытягивается вся колода. Этот процесс символизации
подсознания доставляет немало неприятностей людям искусства.
Анатолий Папанов сыграл немало
ролей, но верхней картой в подсознании людей всегда будет Волк из
«Ну, погоди!». Сам Папанов возмущался этим и говорил: «Волк сожрал
мою актерскую карьеру ». Но бедный Волк здесь ни при чем. Это общее
правило символизации подсознания: верхняя карта становится символом.
Фаину Раневскую раздражала фраза «Муля, не нервируй меня!». Где бы
она ни появлялась, она слышала эту фразу.
Интервью с Александром Збруевым было озаглавлено «Я не Ганжа!». Так
артисту хотелось уйти от постоянного упоминания этого персонажа.
На вручении премии «Триумф» в Малом театре композитор Гия Канчели,
чью симфоническую музыку исполняют лучшие оркестры мира, вышел на
сцену, ожидая торжественного гимна. Но оркестр Малого театра заиграл
«Чито-грито». У себя в номере обычно очень вежливый Канчели долго
матерился. А зря. «Чито-грито» — это символ, позволяющий моментально
вспомнить человека. Не более того.
У многих великих людей есть свои
символы: граф, пашущий землю; писатель, сжигающий вторую часть
романа; поэт, называющий себя сукиным сыном. Все они имели в колоде
козырные тузы: «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин». Но у
них есть и простые яркие карты, по которым их легко вспомнить.
Неважно, какая карта лежит сверху.
Важно, сколько тузов у вас в колоде.
Жизнь символа
Как только символ укоренился в
подсознании, он начинает жить своей жизнью. Яркие грани становятся
еще ярче, тусклые стираются окончательно. Вы легко можете
представить себе цветок розы и его аромат. А вот как выглядят
листья, стебель, плоды, а тем более корни этого кустарника, вы вряд
ли вспомните. Хотя с ближайшим родственником розы — шиповником — все
наоборот. Вкус и вид плодов мы помним, а вид и запах цветков — нет.
Именно поэтому птиц на гербах по
правилам геральдики положено изображать без ног. Почему?
Представьте: едет рыцарь на боевом коне, весь в железе с головы до
ног. И конь весь в железе от ушей до хвоста. А на груди у рыцаря
орел на тонких лапках. Такой символ скорее вызовет жалость, а не
страх.
Символ не только вызывает нужное
состояние, но может и изменять его в нужном направлении.
Можно сказать, что белка на дереве — это символ живой природы. Одни
чувства. А можно сказать, что это — символ Родины. Другие чувства.
Как только белка переселится на герб, она начнет выполнять другие
обязанности, олицетворяя не конкретное утро, а некоторый образ
жизни, мыслей и даже жизненное предназначение. Вот как высоко
забралась наша белка!
Значки, гербы, логотипы — это все
инструменты, позволяющие вызывать те или иные чувства. Их сила в
том, что они влияют прямо на подсознание, минуя рассудок.
Символы живут очень долго, часто переживая своих владельцев, а
иногда и целые империи.
Двуглавый орел появился еще в древнем государстве Шумер. Потом он
стал символом Священной Римской империи. Когда Римская империя
развалилась, орел перелетел в Византийскую империю. А когда и она
рухнула, полетел на Русь и стал символом Российской империи. В 1917
году его согнали с насиженного места. Он полетал, полетал, а теперь
вернулся и опять сидит.
Срабатывание символа
Зная, что символы запускают
автоматическое поведение, можно легко понять самые разные людские
проблемы.
Откуда у людей избыточный вес? В
эксперименте Низбета испытуемым предлагалось поесть. Они заходили в
комнату, где стояли стол и холодильник. В первом варианте опыта на
столе лежал один бутерброд. Испытуемым говорили, что они могут взять
из холодильника столько еды, сколько нужно. Вторую группу на столе
ждали три бутерброда. Условие было то же: хочешь еще — возьми в
холодильнике.
Эксперимент показал любопытное
различие в поведении людей с разной массой тела. Люди с нормальным
весом в обеих группах либо оставляли бутерброды несъеденными, либо
брали еще из холодильника.
А вот слишком полные люди вели себя на первый взгляд странно: они
съедали все, что лежало на столе, но никогда не брали из
холодильника еще. Почему? Потому что при виде еды у них
автоматически запускается чувство голода. И они съедают все, что
видят. За дверцей холодильника еду не видно, и автоматическая
реакция «увидел — съел» не запускается.
У тучных людей подсознание
постоянно высматривает и вынюхивает вокруг что-нибудь съедобное. А
найдя, тут же командует: «Сожри!» И человек не может сопротивляться,
это бесполезно. Процесс пожирания неотвратим, как лавина.
Вид еды становится кнопкой, которая меняет поведение человека.
Показал ему жирное шоколадное пирожное — и делай с ним что хочешь.
Срабатывание кнопки порождает в
человеке неосознаваемое намерение что-либо сделать, и он тут же
начинает его реализовывать. Ведь поведение полностью определяется
подсознанием. Пока кнопка срабатывает автоматически, человека нельзя
считать рационально мыслящим существом. Что толку, если он все
понимает, но поделать ничего не может?
Кстати, подсознательным механизмом
объясняется и тот известный факт, что любая диета приводит к
кратковременному уменьшению веса. Этот факт трудно объяснить
рациональными причинами, ведь среди сотен разнообразных диет львиную
долю составляют бессмысленные с точки зрения физиологии советы. Но
они работают!
Ларчик открывается просто. В то время когда человек осваивает новую
диету, он сознательно контролирует процесс приема пищи. Поэтому он и
ест столько, сколько нужно. А как только диета стала привычной, то
он опять начинает слушаться подсознания, которое радостно кричит:
«Вот оно, вкусное! Ешь давай!» И человек опять начинает расти вширь,
как на дрожжах.
Калейдоскоп настроений
Зайдите на кухню.
Посмотрите, что варится на плите, откройте холодильник, ощутите
запахи, попробуйте на вкус. Как вы себя чувствуете? Это зависит от
того, насколько вы голодны. Если только что поели, то все это не
произведет никакого впечатления. А вот если не ели пару дней...
Тогда произойдет совсем другое. Вам понравится не только вкус и
запах пищи. Сама обстановка кухни, вид ножей, вилок, тарелок будет
вам приятен, будет доставлять наслаждение. Ведь все это связано с
едой.
А теперь загляните на кухню
шикарного ресторана.
Здесь обилие поваров в белых колпаках и официантов с бабочками,
блеск посуды и разнообразие продуктов произведет на вас совсем
другое впечатление. Вам захочется чего-то изысканного, необычного,
экзотического.
Предметы на кухне или в ресторане
имеют не только практическое значение. Они служат символами,
создающими соответствующий настрой. Каждое помещение создает свое
настроение.
Энергичная атмосфера тренажерного зала — гантели, снаряды, стук
железа, бодрая музыка — вызывает физический подъем. Хочется рвануть
к ближайшему тренажеру и бодро взметнуть вверх стопку металлических
болванок. Полумрак библиотеки, мягкий свет настольных ламп, тишина,
шорох перелистываемых страниц вызывают желание углубиться в
толстенный фолиант и узнать какую-нибудь тайну Вселенной. Настроение
формируется внешними символами.
Хотите научиться управлять
настроением — научитесь понимать значение символов вокруг себя.
Подсознательная жизнь символов
Появление символа достаточно
просто. Переживания — это набор образов. Самый яркий образ
переживания становится ярлычком, который вызывает в душе это
переживание. Поэтому мы храним старые вещи, делаем фото на память,
привозим сувениры из путешествий.
Но жизнь символа внутри подсознания гораздо сложнее. Символы не
просто сидят рядком на полках памяти. Они ходят, встречаются,
обмениваются впечатлениями.
Одни символы сильнее других, и они приказывают слабым символам во
всем их слушаться.
У вас было романтическое свидание на берегу реки. И теперь фото
цветущего луга на берегу этой реки вновь вызывает романтические
чувства... если только вы не разругались вдрызг и не расстались со
своей пассией. Тогда то же самое фото будет вызывать только желание
его порвать.
Если вы всю поездку были в плохом настроении, то любые привезенные
сувениры будут воскрешать в памяти только неприятные воспоминания.
Символ похож на переключатель.
Включили люстру — и комната озарилась ярким светом. А если включить
ночник, то комната озарится розоватым полумраком.
Представьте себе летний пляж. Палящий зной. Темно-синее море.
Волейбол на песке. Визг и смех купающихся детей. Морской воздух.
Обжигающий песок под ногами. А теперь поверните выключатель. Тот же
пляж ночью. Тишина. Прохладный ветер. Легкий плеск волн. Уходящая за
горизонт дорожка лунного света.
Что вы сейчас сделали? Вы изменили свои воспоминания. Но в
подсознании теперь будут храниться и реальные воспоминания, и те,
которые вы сейчас сконструировали.
Воображаемые воспоминания
действуют на подсознание так же, как реальные. Поэтому мы понимаем
сказки и фантастику. Мы можем создавать новые миры и жить в них.
Мы управляем образами с помощью слов. Слова могут вызывать приятные
воспоминания, комбинировать их, стирать неприятные. Слово — это
основной инструмент работы с подсознанием.
Мир слишком многообразен, чтобы
его можно было воспринять сознанием. А подсознание не только
воспринимает весь реальный мир, но и хранит в себе множество
воображаемых миров.
Если вам захочется, вы можете воплотить воображаемые образы в жизнь.
Для этого нужно только рационально мыслить. Успешный человек — это
человек, умеющий обращаться со своими образами.
Скрытая власть символов
Вернемся к нашей любопытной белке.
Вы сидите на работе в душном помещении и разбираетесь с какой-то
справкой, которая кому-то срочно понадобилась. Спина затекла,
настроение тоскливое, работа занудная. Взгляд случайно скользнул по
маленькой фигурке белки. И тут же в подсознании всплыло «Утро с
белкой». Свежий воздух. Запахи леса. Бодрость духа и тела. Вам
хочется повторить это прекрасное мгновение. Но это желание возникло
подсознательно. Вы не отследили, как оно связано с белкой.
Сознательно вы чувствуете, что вам хочется все бросить и рвануть на
природу, а работа становится скучной и постылой. Или вы
увидели героя на экране. Он избит, замучен и брошен в темницу, но
находит в себе силы перегрызть стальные прутья, перебить охранников
и вырваться на свободу. Вы хотите подражать ему. Стать таким же
смелым, храбрым, сильным. Образ притягивает вас, дает силу. Будь это
Илья Муромец, Рэмбо или Семен Семеныч Горбунков. Все они справились
со своими проблемами.
Не случайно у космонавтов возникла традиция смотреть перед полетом
фильм «Белое солнце пустыни ». Так же как и товарищ Сухов, они
оказываются в ситуации, когда смерть совсем рядом, и в черной
космической пустыне под лучами гигантского белого солнца можно
рассчитывать только на себя.
Между образом и вами возникает
мистическая связь. Вы сживаетесь с героем, вы становитесь героем.
Когда Хома в ужасе чертит в заброшенной церкви меловой круг, вы
делаете это вместе с ним. Это ваши пальцы судорожно сжимают
крошащийся мел. И вы вместе с ним боитесь летающего гроба с ожившей
панночкой. Отсюда колоссальная популярность всякой эзотерики,
фантастики, боевиков, мелодрам и пр.
Человек легко переступает грань,
за которой реальный мир переплетается с вымышленным. Это
переплетение образует ирреальный мир, который воспринимается как
часть материального.
Но именно здесь кроется опасность попасть под власть символов. Как
только символы начинают играть главную роль, человек тут же
погружается во мрак символизма. Ему кажется, что во всем есть
скрытый смысл. Ему кажется, что все не просто так. Каждая мелочь
начинает затемнять общий смысл. Человеком становится легко
управлять. Нужно только подобрать образ, который включит опыт
человека, и истолковать этот образ против него.
— Ой, я так стукнулся коленкой!
— А это потому, что мне рубль не вернул. Ты испортил карму. А теперь
за это расплачиваешься.
Прямые переживания очень трудно
подделать. Невозможно заставить человека есть глину, убеждая его,
что это шоколад. А вот символами манипулировать очень легко. Поэтому
все жулики так любят символы: «Лучший знахарь республики Атлантида,
почетный магистр Академии оборотней, дипломированный заклинатель
вампиров легко избавит вас от лишних денег».
(С помощью специальных
психопрактик и определённых практик медитации можно потихоньку
очиститься от влияния символизма и выйти из под власти ирреального
мира, перестать путать искусственную, воображаемую действительность
с чистой реальностью. см. раздел "Медитация"
и "Психотехники" - прим.
автора сайта.)
Полноприводный мозг: Как
управлять подсознанием. Константин Шереметьев
|