Воспитание детей.
Свобода выбора без права на выбор или что такое условный рефлекс
Формирование условных рефлексов
Перед крысами клали кусочек
сыра, но как только они приближались к нему, получали удар током.
Первая серия опытов включала десять попыток, после которых удары
током прекращались. 90 % крыс, участвующих в опыте, прекратили
дальнейшие попытки, но 10 % были более настойчивыми и получили пищу
на одиннадцатой попытке. В другой серии опыта с другими крысами
давали 20 ударов токов. Такой серии хватило, чтобы все 100 % крыс
заставить отказаться от стремления к пище. Если же в опыте
участвовали крысы из предыдущих серий, прошедшие удары током, но
дотерпевшие до успеха, то они даже после сотни ударов продолжали
делать попытки. После этого взяли новых крыс и начали новый опыт, в
котором первая серия включала только два удара током, после которых
все крысы получали пищу, затем увеличивали до десяти, и так
постепенно доводили до нескольких сотен. В этом случае все 100 %
крыс делали в дальнейшем несколько тысяч попыток. Опыт имел целью
показать, как формируется наученная беспомощность и наученная
высокая успешность.
Каждый человек накапливает с
первых секунд жизни множество опытов, которые складываются в личный
набор убеждений, уникальный, как отпечатки пальцев. Накопленный с
детства жизненный опыт формирует мировоззренческий комплекс.
Легко провести параллель с
проявлением требовательности к детям и с формированием их
самооценки.
Нельзя проявлять чрезмерную
требовательность, не соответствующую навыкам и уверенности. Иначе
возникнет убеждение: «Я этого не смогу сделать. Я неудачник». В то
же время нельзя совсем ограждать от испытаний, окружая излишней
заботой. Если ребенок устраняется от испытаний, конкуренции и
соперничества, всегда присутствующих в социальной жизни и
профессиональной деятельности, то он выходит в жизнь
неподготовленным. При первых неудачах он занимает позицию избегания
социальной и сексуальной конкуренции и превращается в отстающего. К
такому же плачевному результату приводит и чрезмерная
требовательность, из-за которой неудачный опыт снижает самооценку
настолько, что человек в дальнейшем боится ставить перед собой
трудные цели, избегает усилий и борьбы.
Идеальное обучение – это сочетание
побед и поражений.
В детстве мы часто находимся в
ситуации, когда чувствуем свое бессилие перед могущественными
гигантами – родителями; поэтому в возрасте до трех лет такие
кажущиеся безобидными методы воспитания, как контроль,
регламентирование, критические замечания и одергивания, являются для
ребенка очень значимыми. Кто из родителей не злоупотреблял своей
властью в отношении ребенка?
Как часто дети слышат: «Нельзя!»
«Не трогай!» «Не ходи!» Это связано, несомненно, с безопасностью
ребенка, но запреты из необходимого инструмента безопасности
превращаются в инструмент манипулирования для более комфортного
состояния родителей. Гораздо легче крикнуть «Нельзя!», сидя в
кресле, чем встать и помочь преодолеть ребенку опасное препятствие.
Легче крикнуть «Не трогай!», чем подойти и потратить усилия на
знакомство ребенка с интересным для него предметом, например
ножницами. Психологи подсчитали, что в средней семье ребенок
ежедневно получает 460 отрицательных, критических или ограничивающих
замечаний, и только 75 положительных и одобряющих. Вскоре у
растущего человека вырабатывается рефлекс неуверенности в своих
отношениях с окружающим миром. Как это отражается на ребенке?
Вырабатывается программа беспокойства и чувства вины.
Большое влияние на становление
психики имеет правильное приучение к чистоплотности. Ребенку нужно
объяснять, чего от него хотят, но родителям следует понимать, что
овладение контролем за отправлением естественных надобностей требует
времени. Поэтому излишняя требовательность и торопливость, давление
с помощью угроз и наказаний, критика и пристыжение создают у ребенка
только чувство собственной несостоятельности, глубокое неверие в
свои силы и раскаяние за свою органическую, существующую как
данность, неспособность удовлетворить самых близких людей на земле.
Это ощущение проецируется на состояние уже взрослого человека и
оценивание им своих возможностей в жизни.
Необходимо сказать и о методах
подавления детской агрессивности. Агрессивность является одним из
важнейших инструментов биологической эволюции и заложена в каждом
существе. У агрессивности несколько функций, среди них и защитная.
Она же обеспечивает и способность к конкуренции и выживанию и может
быть созидающей целенаправленной силой. Вместо того, чтобы разумно
направлять это свойство в нужное русло и научить ребенка сознательно
контролировать его, взрослые всеми силами подавляют это качество,
чаще всего с помощью ответной агрессии. При таком подходе возникает
конфликт, в котором ребенок чувствует себя бессильным; возникает
невыносимая ситуация беспомощности. Это поведение становится
рефлексом, и в будущем любая попытка совершить действия в защиту
собственных интересов вызовет непреодолимое чувство страха и вины.
Нужно ли говорить, что во взрослой жизни это будет несчастный
человек и полный неудачник.
Чтобы избежать эмоциональной боли,
ее приходится вытеснять в бессознательное. Подвижная психика
детей проделывает это с успехом, но вытесненная в бессознательное
боль всегда имеет навязчивое стремление к повторению. Она как бы
говорит: «Я не ушла, я внутри тебя, я разрушаю тебя изнутри, я хочу
выйти». Когда эта боль неудовлетворенности возвращается, у человека
два пути: загнать это невыносимое чувство обратно либо разрядить его
на ком-то более слабом. После насильственного подавления
агрессивность не может быть выражена конструктивно, ей остаются
деструктивные, неадекватные для биологического выживания формы.
Отсюда тирания в семьях, страсть к разрушению и жестокость в
состоянии алкогольного опьянения.
В детстве нас хитроумными
способами запрограммировали. И продолжают программировать сейчас. И
все для того, чтобы мы были удобны для наших родителей, соседей,
учителей, правителей, продавцов товара. И теперь мы считаем, что это
«наше». Что это результат свободного выбора.
Конечно, не все программирование плохое, есть и полезное.
В соответствии с этими убеждениями
мы живем и материализуем свою реальность, свою картину мира.
Словесные внушения и эмоциональная заразительность
Еще один источник
мировоззренческих комплексов – словесные внушения. Не надо даже
личный опыт проходить, чтобы получить новое убеждение. Достаточно
послушать телевизор, почитать газету и поговорить с бабками в
очереди. Мы люди доверчивые. Но особенно прочные убеждения
закладываются словесными внушениями в детстве. Чем младше ребенок,
тем меньше у него собственных мнений о мире, и тем легче он
принимает в систему своих убеждений то, что говорят ему о мире
взрослые. Нам передают свои убеждения предыдущие поколения.
Мы все подвержены внушению в
качестве членов социальной системы. Этого невозможно избежать.
Способность к внушению (и самовнушению) – важнейшее качество,
необходимое нам для того, чтобы сознанием создавать мир.
Но самый удивительный механизм
передачи убеждений – это эмоциональная заразительность, или
индукция. Убеждения могут индуцироваться минуя слова, напрямую через
внутренние состояния.
В судебной психиатрии известно
много случаев, когда под влиянием индуцированного психоза
совершались преступления. Совсем недавно был случай, когда некие
студенты убили девушку. Оказалось, что они были членами группы, где
лидером была психически больная женщина. Попав под влияние ее
галлюцинаций, они думали, что убивают киборга, воплощение
дьявольской сущности. В центре социальной и судебной психиатрии
имени Сербского было обнаружено, что лидер группы страдает
шизофренией, а студенты при совершении инкриминируемых действий
имели расстройства психической деятельности в виде индуцированного
психоза. Все они раньше были нормальными молодыми людьми, но в
момент преступления действительно думали, что убивают киборга,
видели чешую, испытывали страх перед ним. Осознавать же происшедшее
они начали только через несколько месяцев.
В 1631 году произошла известная в
истории эпидемия бесноватости луденских урсулинок. Урсулинки – это
монахини католического женского ордена. Одно из его отделений
располагалось во французском городе Лудене и состояло из молодых
девушек, посвятивших себя общественному труду. В основном это были
девушки из обеспеченных семей, среди которых были и дочери знатных
лиц. Одной из них ночью привиделся дьявол. Каждый день она
рассказывала об этом подругам. Через некоторое время уже у
большинства девушек общины начались видения. У них происходили
галлюцинации, сомнамбулизм; девушки рассказывали о пришествии к ним
злых духов с именами Асмодей, Левиафан, Бегемот, Дагон, Магон. Один
из священников попытался провести сеанс экзорцизма – изгнания
дьявольских сущностей, завладевших их телами. Сеанс проходил в
церкви, в присутствии большого количества людей. Во время сеанса
одержимые бесновались несколько часов, говорили голосами бесов и
угрожали. После этого демоны стали преследовать молодых девушек во
всем Лудене. Эпидемия перекинулась на окрестности и прекратилась
только после того, как всех бесноватых разъединили.
Совсем недавно, в 2007 году, в
программах новостей передавали информацию, что в каком-то южном
городе в больницу попало много девочек с отравлением. Затем врачи
официально признали – это было псевдоотравление психогенной природы.
Девочки стали жертвой социодемии – болезненных симптомов,
индуцированных массовыми слухами.
На индукции основаны массовые
целительские ритуалы. Они известны с незапамятных времен и
продолжают пользоваться популярностью и в наши дни. Еще Платон
упоминал о духовном движении корибантов. Корибанты исцеляли
посредством заразительного танца. Реакции, согласно Платону, были
впечатляющими: рыдания, сильные сердцебиения, судороги и трансы.
Переживание единства не может
осознать логический разум. Это уровень, на котором косяк из
миллионов рыб одновременно, с точностью до долей секунды, изменяет
направление движения. Это уровень, на котором стая саранчи из
десятков миллионов особей, занимающих площадь несколько квадратных
километров, одновременно «узнает» момент, в который всем нужно
взмыть в воздух, превращаясь в многокилометровую черную тучу. Это
уровень, благодаря которому на массовом сеансе неподготовленный
человек получает видения из таких глубин бессознательного,
которых в индивидуальной практике можно достичь только в результате
многолетних медитаций. Это тот уровень, на котором работают
пословицы: «Сосед хромого и сам хромать начинает», «С кем
поведешься, от того и наберешься», «Богатство и бедность
заразительны».
Это хорошо знают продавцы в
сетевом маркетинге. Первое, что им говорят на обучающем семинаре: ты
должен верить в свой товар, продается не товар, продается твое
внутреннее состояние, которое покупатель неосознанно ассоциирует с
товаром.
Индукция – сложный и загадочный
феномен.
Психиатрия давно уже наблюдает
способность к индукции, но до сих пор не сделан вывод о том, что это
явление является одним из важнейших свойств психики. По степени
важности его можно поставить на один уровень со способностью
мыслить.
Весь мир – взаимная индукция,
коллективная галлюцинация, комбинация внушений, Великий Коллективный
Психоз. Вместе с остальными людьми мы сами создаем, поддерживаем и
укрепляем мир собственных иллюзий.
Рефлексы командуют нами как гипнотические программы
Человека вводят в транс и
внушают: «Когда вы проснетесь, то должны будете сделать следующее.
Как только я дотронусь до своего галстука, вы снимете пиджак. Как
только я опущу руку, вы наденете пиджак. Вы не будете помнить того,
что я вам только что сказал». После этого человека выводят из
транса; естественно, он не помнит, что получил такое приказание.
Затем гипнотизер трогает свой галстук. Человек может сделать
замечание, что в комнате жарко и снять пиджак. Гипнотизер опускает
руку. Человек замечает, что вдруг стало холодно, и надевает пиджак.
Гипнотизер опять трогает галстук. Человек может сказать, что этот
пиджак был сшит у портного, и пуститься в длительные объяснения,
зачем он его снимает, к примеру, посмотреть, хорошо ли застрочен шов
на спине. Гипнотизер опускает руку, и человек сообщает, что он
доволен работой портного и надевает пиджак. Гипнотизер может трогать
галстук снова и снова и каждый раз получать нужное действие от
своего «пациента». Тот так и не будет знать истинную причину, по
которой он снимает пиджак, ему будет казаться, что те объяснения,
которые он высказывает, и являются настоящей причиной его поведения.
Этот опыт, взятый из книги Л. Рона
Хаббарда «Дианетика», показывает очень важное свойство
подсознательных программ – рационализацию. Это значит,
что человек всегда найдет разумное и логическое объяснение своему
поведению, не осознавая, чем оно обусловлено на самом деле. Разум
обслуживает бессознательное.
Очень обидно, что мы выполняем колоссальную работу, чтобы сохранить
свои иллюзии.
Мы все фанатики секты под
названием «Рефлективная картина мира». Мы все фанатики секты под
названием «Наши убеждения». И как все фанатики мы яростно защищаем
свою картину мира, пытаемся затащить в нее как можно больше народу,
и считаем глупыми людьми тех, кто ее не разделяет.
На самом деле нет дураков – есть
несовпадение личных реальностей.
Люди думают, что их картины мира
описывают реальность, хотя на самом деле выбирают из окружающей
действительности только то, во что верят. Мы не видим, не слышим, не
чувствуем того, что не согласуется с нашими убеждениями.
Суфийский учитель решил
показать своим ученикам, каким образом ограничивающие убеждения
незаметно командуют нашим разумом, а разум находит этому оправдание.
Он пошел к реке и подождал до тех пор, пока к мосту не будет
приближаться один из местных бедняков и неудачников. Учитель положил
на середину моста мешочек с золотом. Бедняк не заметил его и перешел
мост. Тогда мудрец с учениками спросили его, что он видел на мосту.
«Когда я зашел на мост, – сказал этот человек, – мне пришла в голову
мысль, смогу ли я перейти его с закрытыми глазами. И мне это
удалось!»
«Мы обнаружили, что дело, как
правило, не в том, что мир слишком ограничен и что нет выбора:
просто люди способны увидеть только те из существующих возможностей,
которые представлены в моделях их жизни». (Р.Бендлер, Д.Гриндер).
Они делают лучшие выборы из тех, что способны увидеть.
Свободный выбор
По вере вашей да будет вам. Это правильно. Только вера – не
результат свободного выбора, а результат рефлекса и самоссылки.
Что такое самоссылка? Вы думаете, что вы глядите на реальность и
делаете выводы? Нет! Вы сделали это десятки лет назад. И сделали на
основе выводов, которые сами были результатом предыдущих выводов,
большинство из которых были переданы вам другими людьми с помощью
механизмов, о которых я рассказал.
В квантовой механике самоссылка обнаруживает себя при измерении
свойств электрона. Это настолько мелкая частица, что любое измерение
изменяет его свойства. Невозможно узнать, каков электрон «на
свободе». Мы узнаем о нем только после его взаимодействия с
измерительным прибором. Но после этого взаимодействия электрон уже
«другой». Свойство, обнаруженное при измерении, может не
существовать до измерения. «Наблюдатель не может не влиять на
наблюдаемое».
Следите за логикой. Своим
наблюдением мы Вселенную изменяем. Измененная Вселенная в свою
очередь влияет на нас, мы снова на нее, она снова на нас... И так по
кругу. Сознание определяет бытие или бытие определяет сознание?
Ответ: одно влияет на другое. Зацикленное влияние.
«Как-то ходжа Насреддин ехал на
осле по пустыне и вдруг увидел вдали отряд людей на лошадях. Зная,
что в этом районе часто встречаются разбойники, Насреддин
развернулся и пришпорил осла в обратном направлении.
Всадники, однако, узнали
божественного ходжу. “Куда бы это мудрейшему из мусульман так
мчаться?” — спросили они друг друга и решили последовать за ним,
думая, что он приведет их к чему-нибудь волшебному.
Оглянувшись, Насреддин увидел, что
“разбойники” его преследуют, и еще сильнее пришпорил осла. Тогда его
преследователи тоже поскакали быстрее, стараясь не упустить из виду
загадочные действия великого Насреддина. Погоня продолжалась, все
быстрее и быстрее, пока Насреддин не увидел кладбище. Он быстро
спешился и спрятался за надгробием.
Всадники подъехали ближе и, не
слезая с лошадей, заглянули за камень. Возникла пауза. Все, и
особенно Насреддин, который узнал во всадниках своих старых
знакомых, лихорадочно думали. “Почему ты прячешься за надгробием?” —
наконец спросил один из всадников.
“Это сложнее, чем ты можешь
понять, — ответил Насреддин. — Я нахожусь здесь из-за вас, а вы —
из-за меня”» (Уилсон Р.).
А. Нефедов.
НЕЛИНЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Квантовые принципы в принятии решений
|