Главная     Новости     Обо мне     Статьи     Разное     Фотогалерея    Гостевая книга     Ссылки           Дзэн поиск
     

Большой Ум - Большое Сердце.
Процесс "Большой Ум" (методика дающая понять, что такое "Большой Ум").


Большой Ум – Большое Сердце

Этот перевод взят из ЖЖ сообщества “Кен Уилбер и интегральный подход“.

Для неподготовленного человека весь этот текст звучит странно, но что поделать, так оно и есть. Этот текст о недуальности окружающего мира, о том, что все проблемы, которые мы встречаем, это по сути своей просто отражения нашего "я", о том, что мы можем и должны брать на себя всю 100% ответственность за все что происходит с нами и вокруг.

Хочется процитировать окончание этого текста:

Прорываясь сквозь это препятствие, мы прекращаем жить в страхе и беспокойстве, и начинаем жить так, как должны жить, свободными от страхов, тревог, неограниченными, ответственными за наши жизни, не винящими никого и ничего за те условия, в которых находимся сами.


“Big Mind * Big Heart” с.42-45 (Генпо Роси).

В Дзен мы говорим о вратах без входа, барьере между трансцендентным и “я”. Мы знаем, что это врата без входа, мы знаем, что нет двери или преграды, через которую необходимо пройти, но тем не менее, как мы можем увидеть это?

Западная психология, в частности работы Хол и Сидры Стоун, позволили мне осознать то, что держит эти врата закрытыми. Подарок, ключ, который дали мне Хол и Сидра - это инсайт в отношении того, что у нас есть Хранитель или Хранители, блокирующие и охраняющие дверь. Я называю их Контролем и Защитником, двумя хранителями ворот. Нам требуется разрешение войти, разрешение на доступ к тому, что в воротах, внутри крепостных стен.

Магическое слово, разрешающее нам войти, конечно же - пожалуйста. Вопрошание себя - также часть магического ключа. “Просите и дастся вам.” Мы просим разрешения войти, говоря:”Пожалуйста, Контроль, могу я войти” или “Контроль-Защитник могу я пожалуйста войти, могу я поговорить с…”.

В обычном, традиционном способе Дзэн мы учимся достигать трансцендентного стараясь, борясь, затрачивая множество энергии для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б. Усилие срабатывает очень хорошо в относительном мире, но не здесь. Помню, что когда я имел дело с моим первым коаном в 1973 году, я использовал все мысли, которые всегда хорошо работали на меня - давая мне понимание сути, энергию, тело-ум, бросал себя полностью в то, чтобы сделать коан реальностью, стать единым с ним. Это как попытка пробить головой стену, она не работает. Что я в конце концов понял, так это необходимость прекратить эти попытки, позволить всему идти как оно есть. Как только я сдался и капитулировал я оказался там. От чего я сдался? От попыток, усилий попасть сюда.

Но как это сработает в отношении других? Отсюда и вышел Процесс Большого Ума. Вместо попыток добраться куда-то, стать кем-то, Я просто спрашиваю вас: ”Могу я поговорить с …” и вы способны просто говорить как то, к чему я обращаюсь. Это устраняет все старания, усилия , экономит время и место. В тот самый момент, когда вы спрашиваете, “Могу я , пожалуйста, поговорить с голосом Большого Ума” или Не-ищущим Умом или любым другим голосом, вы уже в нем. Потому, что они всегда здесь, всегда присутствуют. Они только кажутся таинственными, просто потому, что мы не знаем как их достичь.

В тот момент, когда мы превосходим то и это, я и других, себя и вас, мы оказываемся в них. Однако, несмотря на то, что они всегда присутствуют, нам кажется невозможным их достичь, поскольку мы больше знакомы со сферой поиска, желаний, усилий. Мы привязаны к этому образу ограниченного “я”. Несмотря на то, что наша истинная природа безгранична. Не существует “я”, оно всего лишь способ нашего ограничения. Это всего лишь пузырек на воде - поверхностное натяжение поддерживает его существование.

В тот момент, когда мы обращаемся к Большому Уму, к Не-Я или Вне-Ума, пузырек лопается и мы оказываемся снаружи, вне ограниченного “я”. И из этой перспективы, мы видим, что “я” - пустотно, оно напоминает воздушный пузырек. Или мы видим, что в действительности “я” - всего лишь понятие, лишь идея, что в действительности этого “я” не существует. Это иллюзорное “я” - проявление Ума или Большого Ума.

Необходимо ли нам “я”? Конечно, абсолютно. Но необходимо ли отождествляться с ним 24 часа в день, семь дней в неделю? Конечно же нет. Потому, что когда мы отождествлены с “я”, мы живем в страхе, мы живем в беспокойстве, в стрессе, мы живем в страдании. А когда мы способны отождествиться с тем, что не имеет границ, с Большим Умом - это просто понятие, вы можете называть его как угодно, мировым сознанием или другим образом, - когда мы более не отождествлены с “я”, страх не возникает. Когда мы отождествляемся с тем, что неуловимо, у чего нет названия, тогда страха нет вообще. Мы пребываем в бесстрашии.

Но мы закованы в наше ограниченное само-восприятие, которое мы можем назвать двойственным умом. /Просьба не путать это понятие с психологическим представлением о раздвоении личности./ Двойственное мышление - это способ, считающийся единственно приемлемым способом мышления, поскольку все мы его используем большую часть времени. Мы воспринимаем все вещи двойственным образом - всегда есть субъект и объект, я и вы, я и мир, я и мои мысли. Или мы воспринимаем вещи в понятиях добра и зла, правильного и неправильного, хорошего и плохого, прекрасного и безобразного, всегда в этих парах противоположностей. Это тот образ восприятия, к которому мы все привыкли за долгое время подобного взгляда на мир.

Однако, иногда, когда мы скажем впервые смотрим на цветок или закат, мы не судим их, мы не можем сказать - какой уродливый цветок или нелепый закат. Прежде чем составить мнение, мы просто наблюдаем их, не используя понятия красивого и безобразного. Это момент чистого видения, недвойственного осознания.

Конечно же мы должны быть способны отличать правильное от ложного. Но, когда мы ищем покой ума, как при медитации, не способность прекратить двойственные мысли является препятствием. Это напоминает тот случай, когда вы пытаетесь заснуть, но не можете остановить внутренний поток мыслей, чем больше вы его останавливаете, тем больше он вам мешает. Недвойственный ум дает нам возможность прекратить внутренний диалог, когда это необходимо, например засыпая или медитируя. Двойственный ум необходим, когда вы стоите перед выбором из пятидесяти сортов хлеба в супермаркете или при принятии решения.

Обычно, мы не смотрим с точки зрения недвойственной перспективы. Она ускользает от нас, и именно ее мы ищем. Мы стремимся быть ближе к истине, ближе к реальности, к Богу, к природе, к нашей истинной природе, к нашей душе. Это напоминает замораживание себя в огромный кусок льда, мы взяли естественное течение мира и заморозили его, назвав его “я”. А потом мы начинаем общаться с подобными же кусками льда и требовать от них близости, интимности, но не можем ее найти, как не могут, как бы не старались заняться любовью два куска льда. Я понимаю, все мы занимаемся любовью, руководим, но не получаем того, к чему стремимся - истинной близости, которую мы так ищем. Мы не понимаем, что то, что создает проблему это наше “я”. Я - проблема!

Как только я увижу, что “Я” и есть проблема, у меня появится выбор. А до этих пор, я буду бегать вокруг как скаженный, буду ходить вокруг да около, или буду просто лежать, что происходит чаще, и обвинять всех и каждого в своих проблемах. И так будет до тех пор, пока я не увижу, что “я” и есть проблема.

Когда Я увижу, что “Я” и есть проблема / в понятиях Дзен мы говорим, что "я" и есть основной коан/, тогда её и можно будет решить, прекращением отождествления с этим ограниченным “я”, которое и является причиной всех проблем. Каким образом? Просто: отождествляясь с тем, что находится вне границ “я”. И, что же это такое? Не-я или Большой Ум, вне-ума, истинная природа ума, используйте любой термин. Как только я отождествлюсь, скажем с Большим Умом, тогда я увижу все, как Большой Ум, что я всё и всё во мне. Всё от бесконечно малого до безмерно большого, всё это я.

В традиционной практике Дзен, это обозначается как разрушение первого препятствия. Мы разрушаем ограниченное видение, при котором мы воспринимаем себя центром вселенной, а посему воспринимаем всё за пределами нас опасным и угрожающим “я”.

Прорываясь сквозь это препятствие, мы прекращаем жить в страхе и беспокойстве, и начинаем жить так, как должны жить, свободными от страхов, тревог, неограниченными, ответственными за наши жизни, не винящими никого и ничего за те условия, в которых находимся сами.

В дополнение к этой главе и для более ясного понимания следующей главы желательно почитать статью из раздела "Психология" - "Субличности и отношения. О тех частях нас самих, которые нам хочется и необходимо себе вернуть или отпустить, чтобы стать целостными людьми и немного о том, как субличности строят наши отношения и влияют на них."


Процесс "Большой Ум" (методика дающая понять, что такое "Большой Ум")

Этот процесс позволяет получить переживание единости, не-двойственности за очень короткий срок - реально не более часа. Она эффективна и для достижения состояния единства и для работы с отдельными частями "Я".

Упоминание процесса "Большого ума" на русском языке находится в русскоязычном сообществе Кена Уилбера. Эта методика очень проста и по утверждению автора с ней может работать каждый.

Автор техники - Генпо Роси Генпо Роси (Роши) (Genpo Roshi), полноправный хранитель крупнейшей линии дзэн-буддизма за переделами Японии, разработал процесс Большого Ума в 1999 году путём объединения аспектов дзэновской практики состояний с западной психотерапевтической техникой под названием голосовой диалог.

Процесс Большого Ума работает посредством обращения к «голосам» эго — таким, как «желающее я», «боящееся я», «ищущее я» и «контролёр» — для того, чтобы интегрировать их. Затем процесс обращается к различным трансцендентным голосам — выражению таких вечно присутствующих состояний, как, например, не-ищущий ум — с тем, чтобы трансцендировать эго в переживании Большого Ума и Большого Сердца. В результате процесса участники открывают своё Свободно Функционирующее, Полностью Интегрированное Я (или Самость), которое объединяет собой и трансцендентные голоса, и эго-голоса, позволяя идти по миру с открытым умом, открытым сердцем и открытыми руками.

Сама инструкция была переведена с английского Гаспаром Чилингаровым. О процессе, который ведет Гепно Роси, но, к сожалению, на английском языке можно посмотреть на YouTube. В принципе инструкция написана для соло процесса, но ее с легкостью можно использовать и для парного процессинга. В конце инструкции, Вы сможете скачать аудиофайлы для удобства осуществления этого процесса, что бы заниматься самостоятельно. Идеальный вариант записать их самому в том ритме, который вам необходим + если Вы умеете наложить на звук альфа ритм для лучшего расслабления и вхождения в более открытое и творческое состояние. Или просто хорошо запомнить текстовые инструкции.


Пошаговая инструкция

Найдите удобную сидячую позу (вполне достаточно сидеть на стуле), сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь, настолько глубоко, насколько это возможно. Для всего процесса вам потребуется где-то 25-40-60 минут.

Сейчас вы будете по очереди говорить с разными голосами/частями себя и это может показаться вам немного странным с первого раза. В действительности этот диалог всегда присутствует, и мы всего лишь позволяем этим голосам звучать и даем им имена. При переходе из одного состояние в другое, от одного голоса к другому постарайтесь менять свою позу. Когда вы будете переключаться из одного состояния в другое и говорить от имени одного из голосов, то говорите от имени этого конкретного голоса (”Я, Контроллер” или подобное), а о себе в целом в третьем лице — “он”, “она”. После переключения спрашивайте — “С кем я говорю?”, чтоб проверить, что вы действительно говорите сейчас именно с данным голосом.

Из этого состояния, попросите у себя разрешения поговорить с Контроллером. Контроллер — это и есть ваше Эго. Его работа, как и подразумевает его имя, это контроль. Вы наверняка встречались и, вполне возможно, пытались бороться с этим аспектом себя.

После того, как вы переключитесь, обязательно спросите — “С кем я говорю?”. Вы должны получить четкий ответ — “С Контроллером”.

Спросите Контроллера о его работе, что он делает, а потом постарайтесь пойти дальше — спросите его, что он контролирует — ваши действия, ваши мысли, других людей? Все ответы принимаются и в них нет ни хорошего ни плохого, просто Контроллер делает свою работу. Самая важная часть процесса Большого Ума — это получить доверие Контроллера (Эго) и его содействие, и не терроризировать его “растворением” или аннигиляцией, как часто делают духовные тренинги.

Когда вы получили доверие Контроллера, вы можете (и будете) спрашивать разрешение поговорить с другими голосами. Эго обыкновенно довольно(счастливо) временно отойти в сторонку, если с ним проконсультировались.

Следующий голос — это Скептик. Перед тем как попросить разрешения Контроллера поговорить со Скептиком, сделайте глубокий вдох. Не забывайте менять позу, когда вы меняете голоса с которыми вы говорите.

Позвольте Скептику быть тем, что он есть на самом деле. Это нормально, что часть вас настроена скептически, в действительности это хорошо. Если у вас нет скептического голоса, вы часто можете обнаружить, что вас постоянно обманывают.

Спросите Скептика, из-за чего он сомневается, из-за чего испытывает сомнения.

Спросите у него, что есть его работа? Что есть его предназначение? Что он делает, как Скептик? Чем занимается?

Не забывайте, что ответы должны быть от первого лица “Я бываю скептичным”, “Я стараюсь оградить его, Ваше имя, от неприятностей” и т.д.

Сделайте глубокий вдох, спросите разрешения у Контроллера поговорить с “Уязвимым ребенком”. Переключитесь в это состояние.

Что вы хотите? Что вы чувствуете? Что вы предлагаете, как Уязвимый Ребенок? Что вы можете чувствовать в этом состоянии? Побудьте в этом состоянии минуту-другую.

Сделайте глубокий вдох, спросите разрешения у Контроллера поговорить с “Защитником”. Переключитесь в это состояние.

Какая ваша функция? Кого вы защищаете? Что вы делаете? Расскажите больше о себе. Исследуйте этот аспект. О чем вы заботитесь? Ваше существование важно для других аспектов/голосов? Вы как стена? Как граница? Как барьер?

Сделайте глубокий вдох, спросите разрешения у Контроллера поговорить с “Поврежденным Я”. Переключитесь в это состояние.

Кто вы? Что вы чувствуете? Где начинается ваше существование? Вы, Поврежденное Я, все еще существуете? Вы, Поврежденное Я, будете существовать в будущем?

Сделайте глубокий вдох, спросите разрешения у Контроллера поговорить с “Fixer” (Исправлятор). Переключитесь в это состояние.

Кто вы? Что вы чувствуете? Что вы пытаетесь исправлять? Кого больше — себя или окружающих? На что Fixer тратит больше всего своего времени? Когда вы наконец почините “Поврежденное Я”?

Переключитесь обратно на “Поврежденное Я”. Согласны ли вы с тем что вам, Поврежденному Я, придется исчезнуть, если Fixer наконец исправит вас окончательно?

Переключитесь обратно на Fixer. Как вы отнесетесь к тому, что Поврежденное Я, не хочет чтоб его чинили?

Сделайте глубокий вдох, спросите разрешения у Контроллера поговорить с “Желанием” (Страсть). Переключитесь в это состояние.

Спросите у Желания, что оно хочет? Когда оно этого хочет? Может ли оно быть подавленным?

Далее сделайте глубокий вдох, спросите разрешения у Контроллера поговорить с “Ищущим Разумом”, “Разум, который ищет путь” (путь освобождения). Переключитесь в это состояние.

Медитирующие часто имеют проблемы с “Ищущим Разумом”, они хотят избавиться от него, потому что он создает так много желания, страсти. Но Ищущий Разум делает именно то, что он и должен делать. Не стоит забывать, что без него вы бы и не пытались достигнуть ничего. Дайте себе немного побыть в этом состоянии, просто наблюдайте.

Спросите у Ищущего Разума, что есть его предназначение? Что он делает для вас? Какой путь он для вас ищет? Что случается, когда он находит эту цель?

Сделайте еще один глубокий вдох и попросите Контроллера дать вам чистый канал связи. Попросите чтоб он держал все оставшиеся голоса и свой, в частности, под контролем и чтоб они хранили бы молчание. Это как раз и есть его, Контроллера, функция — держать оставшихся под контролем. Этот реально важный шаг, и в данном случае вам нужно полное, стопроцентное содействие Контроллера — чистый канал связи и молчание всех оставшихся голосов. Поблагодарите его за его содействие.

Спросите разрешения у Контроллера поговорить с “Неищущим Разумом”. Это состояние медитации — некуда идти, нечего делать. Это не плохо и не хорошо — просто “Неищущий Разум” не ищет и не пытается искать. Дайте побыть себе немного, минуту, в этом состоянии. Понаблюдайте, почему вы, Неищущий Разум, так называетесь ? Где вы находитесь? В каком моменте вы находитесь?

Заметьте, как легко или тяжело вам переключаться между разными голосами. Перемещаясь из одного состояние в другое вы можете обнаружить, что ваша истинная сущность пуста – у вас нет какой-то статичной бытийности (личности, identity), вы постоянно меняетесь. Вы можете думать, что ваша бытийность высечена в камне и неподвижна (Я скромный, Я гневный, Я духовный и т.д.), но в действительности это всего-лишь голоса витающие в воздухе, но это не вы. Вы существенно больше, чем вы думаете.

Сделайте глубокий вдох и попросите разрешения Контроллера поговорить с Большим Разумом. Этот голос содержит в себе все оставшиеся голоса. Он имеет много имен — основа всего сущего, Ум Будды, Универсальный Ум, Бог. По своей природе у него нет ни начала, ни конца. Нет ничего “снаружи” Большого Ума, но Большой Ум это голос внутри вас. Его работа, если можно так сказать, это просто “быть”. Переключитесь в это состояние и немного побудьте в нем. Почему Вы называетесь Большим Умом?

Посмотрите, насколько вы большой. Имеете ли вы границы? Есть ли у вас конец, завершение? Есть ли начало? Содержит ли он вашу смерть? Ваше рождение? Чего вы боитесь? Что вы охватываете? Есть ли в этом исключения? Содержит ли он в себе другие голоса? Что для вас, для Большого Разума, есть другие предметы, вещи? Что есть пустота? Как Большой Ум, есть ли у вас предпочтения одного существа перед другими? Как Большой Разум, вы существуете? Как большой разум, вы рождались? Как Большому разуму, вам нужна форма для своего проявления. Какую форму вы выбрали для своего проявления (появления)? Как Большой разум, вы пусты или имеете форму?

Оставайтесь в этом состоянии некоторое время. В этом состоянии ваше Эго сдалось (с его же разрешения) вашей настоящей и универсальной природе.

(Dropped Body-Mind) (joy as mind?)

Сделайте глубокий вдох и переключитесь на Большое Сердце.

Какого вы размера? Насколько большое? Будьте просто Большим Сердцем, некоторое время.
Без времени, без границ, без формы. Что вы схватываете? Чем вы отличаетесь от Большого Ума? С чем вы ассоциируетесь больше? Хотя Большой Ум содержал все, тем не менее ЧЕГО не было в нем? Того, что есть у Большого Сердца?

Большой Ум просто есть. Большое Сердце — действует? Как вы действуете, когда что-то происходит?

Переключитесь на Иньскую (женскую) часть Большого Сердца.

Почувствуйте себя. Почувствуйте Женский аспект Большого Сердца. Дайте себе побыть в этом состоянии.

Почувствуйте себя. что вы делаете? Кто вы? Возьмите Поврежденного Ребенка и обхватите/обнимите его, со всем этим ощущением Женской части Большого Сердца, с этим состраданием, любовью, отдачей, всем что есть. Почувствуйте это состояние, побудьте в нем.

Дайте этому поврежденному ребенку свою любовь. Дайте ее всем детям в мире, в прошлом, настоящем, будущем. Свою великую, безграничную, безусловную любовь. Побудьте в этом состоянии.

Есть ли у этой любви конец? Может ли она закончиться?

Переключитесь на Яньский аспект сострадания, Большого Сердца. Мужской аспект Большого Сердца.

Кто вы? Что вы делаете? Вы создаете границы? Эти границы постоянны, крепки?

Переключитесь на Иньяньское Большое Сердце, почувствуйте эти оба аспекта вместе.

Кто вы? Что вы делаете? Когда вы действуете? Как вы действуете? Откуда вы берете свою мудрость? Свой бесконечный потенциал? Что есть ваша миссия в этой жизни?

Переключитесь на Большое Сердце-Большой Ум, на Единое Сердце-Ум
Общая мысль и сердце. Почувствуйте себя в этом ощущении.

Чем вы полны? Вы действуете? Как вы действуете?

Переключитесь на голос Мастер.

Это контроллер? Нет. Контроллер контролирует себя, Эго. Но он не может контролировать истинное “Я”, истинное Я — Большое Сердце-Ум.

Какие ваши цели? Чему вы служите? Кому отвечает, подчиняется Контроллер?

Переключитесь на голос Великого Шута/Джокера

Кто вы? Что вы символизируете? Чем вы можете быть, как Шут, как Джокер? Что у вас есть, как у Джокера? Кем вы можете быть?

Все голоса с которыми мы говорили до этого. Кто они?

Мы будем называть их Интегрированный Свободно Действующий Человек

Какое у вас другое имя? Как вы называетесь по-другому? Вы целое? Вы полные? Вы интегрировались обратно? Как одно целое? Вы свободны?

Вы можете переключиться обратно в состояние Неищущего Разума, и просто побыть в нем некоторое время, чтоб интегрировать этот опыт или чтоб просто завершить эту медитацию. В процессе вы могли получить опыт переживания единства и вы можете оставаться в этом состоянии настолько долго, насколько возможно. Нет ни конца и ни начала, и нету ограниченного количества голосов — вы можете спокойно переключаться на любой голос, который захотите, в любой момент времени.

После того, как вы выучите процесс Большого Ума, его можно повторять в любое время в процессе медитаций или в течении дня. Скажем если вы чувствуете гнев в течении медитации, вы можете поговорить с голосом Гневающийся Я, а потом перейти к голосу Неищущего Разума или Большого Ума или Большого Сердца — для полной интеграции этого гневного голоса.

Экспериментируйте и смотрите, что вы можете открыть внутри себя.


Аудиофайлы

Для самостоятельного проведения сессии, чтоб не нужно было бы выпадать из процесса и читать инструкцию, Гаспар Чилингаров записал несколько аудио файлов:

Первый - это инструкция по проведению сессии process_bolshoj_um.mp3

Во втором файле уже идет нормальная сессия, на 35 минут с подробной инструкцией. Сама инструкция записана в двух вариантах - просто голосом и с наложением бинауральных ритмов.

Чистую запись можно скачать здесь bolshoj_um_step_by_step.mp3

Запись с наложенным бинауральным альфа-ритмом можно скачать здесь - bolshoj_um_step_by_step_alpha.mp3

Подробней о том, что такое бинауральные ритмы и зачем они применяются можно прочитать в интернете. Эти два файла отличаются только их наличием или отсутствием, хотя я бы порекомендовал брать второй, поскольку он должен помочь вам войти в это состояние. Слушать бинауральные записи стоит в наушниках или же по крайней мере на хорошей стерео-технике. При помощи динамиков компьютера от бинауральных ритмов толку не будет.

 

[Вернуться в подраздел]


                                     Copyright © 2007-2009 by "Sergey SW"
Используются технологии uCoz