О медитации просто и ясно
Для целей нашего исследования я
разделю это понятие на три последовательных шага — концентрацию,
медитацию и созерцание — и объясню, что подразумеваю под каждым из
этих трёх терминов.
Но помните, что для достижения успеха эти усилия должны стать лишь
одной из сторон общего развития, так что для человека, который хочет
научиться её секретам, абсолютным условием является ведение чистой и
альтруистической жизни. Правила достижения большего прогресса не
составляют никакого секрета, ступени Пути Святости известны миру
веками. Совсем не трудно знать, что делать — трудность в выполнении
этих указаний, которые даются всеми религиями.
1. Первый шаг — это концентрация. Это не глазение на яркое
пятно, пока ума вовсе не останется, но приобретение такого контроля
над ним, что вы сможете делать то, что хотите и фиксировать его
точно на том, на чём вам нужно, на протяжении такого периода, какой
вы изберёте. Задача это непростая — она одна из самых трудных и
тяжёлых, известных человеку, но она выполнима, потому что уже
выполнялась — не однократно, но сотни раз, теми, чья воля сильна и
непоколебима. Среди нас могут оказаться люди, никогда и не
задумывавшиеся о том, насколько же бесконтрольны обычно наши умы.
Остановитесь внезапно, когда идёте по улице или едете в автомобиле,
и посмотрите, о чём вы думаете, и почему. Постарайтесь проследить
мысль назад, к тому, что породило её, и возможно, вы будете удивлены
тем, сколько беспорядочных мыслей пропутешествовало через ваш мозг
на протяжении последних пяти минут — влетая и вылетая снова, не
оставляя почти никакого впечатления. Постепенно вы начнёте
осознавать, что на самом деле это вовсе и не ваши мысли, а просто
выброшенные отрывки мыслей других людей. Факт состоит в том, что
мысль — это сила, и каждое её употребление оставляет после себя
впечатление. Сильная мысль о каком-нибудь другом человеке
направляется к нему, а сильная мысль о себе цепляется к самому
думающему; но очень много мыслей не являются вовсе сильными и не
нацелены особо в каком-то направлении, и формы, создаваемые ими,
смутно плавают и недолговечны (*
ясновидящие видят их как сгустки разноцветной энергии и различной
формы вылетающей из ауры человека - примеч. ред.). Пока они ещё
существуют, они могут войти в любой ум, попавшийся на их пути, и
происходит так, что когда мы идём по улице, то оставляем за собой
шлейф слабых мыслей, а идущий за нами этим же путём встречает эти не
имеющие ценности фрагменты, и они вторгаются в его сознание. Они
вплывают в его ум, если он не занят уже чем-то определённым, и в
большинстве случаев они так же и уплывают, оставив в мозгу лишь
самое незначительное впечатление, но если он обнаружит, что
какая-нибудь мысль интересна или приятна для него, он берётся за неё
и прокручивает её в уме, так что она выходит из него несколько
усиленной добавлением небольшого количества его умственной силы. На
время он сделал её своей собственной мыслью, и так окрасил её своей
личностью. Каждый раз, входя в комнату, мы оказываемся в толпе
мыслей — хороших, плохих, нейтральных — как уж случится, но
большинство из них составляет лишь тусклый, бесцельный туман,
который вряд ли вообще заслуживает название мысли.
И если мы желаем развить какую-то высшую способность, мы должны
начать с контроля над нашим собственным умом. Мы должны занимать его
какой-то работой, вместо того, чтобы позволять ему играться, как ему
угодно и впускать в себя все эти мысли, которые совсем и не наши и
которых мы вовсе не хотим. И что бы нам сделать первый шаг, он
должен стать не нашим хозяином, а нашим слугой, поскольку это
инструмент, которым нам придётся пользоваться, и он должен быть в
нашем распоряжении и под полным нашим контролем.
Концентрация — одна из самых трудных вещей для обычного человека,
потому что он не практиковался в ней и едва ли осознаёт, что это
нужно делать. Подумайте, что было бы, если бы ваши руки управлялись
вами так же мало, как ваш ум, если бы они не повиновались вашим
командам и уклонялись от того, что бы вы хотели сделать. Вы бы
решили, что у вас паралич и руки бесполезны. Но если вы не можете
управлять своим умом, это опасно напоминает умственный паралич;
потому вы должны заниматься с ним, пока он не будет у вас в руках и
вы не сможете применять его, как хотите. К счастью, концентрацию
можно практиковать весь день, в обычных делах повседневной жизни (* это ещё называется поддержка постоянной осознанности
или пребывать Здесь и Сейчас). Что бы вы ни делали, делайте это
основательно и фиксируйте на этом свой ум. Если вы пишете письмо,
думайте о письме и больше ни о чём, пока оно не будет окончено — оно
будет написано лишь лучше с таким старанием. Если вы читаете книгу,
фиксируйте свой ум на ней и постарайтесь полностью уловить мысль
автора. Всегда знайте, о чём вы думаете и почему; пусть ум будет
всегда в умственном труде, не оставляйте его без дела, ведь именно в
эти праздные моменты и входит зло.
Даже теперь вы можете очень хорошо сосредотачиваться, если ваш
интерес достаточно остро возбуждён. Ваш ум при этом столь полно
поглощён, что вы с трудом можете слышать, что вам говорят, или
видеть происходящее вокруг. На востоке рассказывают историю о
скептичных придворных, которые отказывались верить, что аскет может
быть так занят своей медитацией, что не заметит и армию, проходящую
вблизи него, когда он сидит под деревом, поглощённый своими мыслями.
Присутствовавший царь заверил их, что он может доказать возможность
этого и сделал это поистине восточным и автократическим способом. Он
приказал принести большие кувшины для воды и наполнить их до краёв.
Затем он приказал придворным взять по одному и нести их; они должны
были пройти, неся эту воду, по главным улицам города. Но они были
окружены царской стражей с обнажёнными мечами, и если кто-либо из
них пролил бы хоть одну каплю, этому несчастному отрубили бы голову
прямо на месте. В ужасе придворные начали своё путешествие, но все
они вернулись целыми. Царь с улыбкой встретил их и попросил
рассказать ему все особенности их прогулки и описать встреченных ими
людей. Никто из них не мог упомянуть даже одного человека, которого
они видели, но все соглашались в том, что были столь заняты, смотря
за своими переполненными кувшинами, что не заметили ничего другого.
Так что, господа, — ответил им царь, — вы видите, что когда есть
достаточный интерес, сосредоточение возможно.
2. Медитация. Когда вы достигнете такой концентрации не под
страхом смерти, а по собственной воле, тогда вы с пользой сможете
перейти к следующей стадии своих усилий. Я не говорю, что это будет
просто — напротив, это очень трудно; но это выполнимо, поскольку
многие из нас это делали. Когда ваш ум таким образом стал
инструментом, попробуйте то, что мы называем медитацией. Выберете
себе определённое фиксированное время, когда вас не будут
беспокоить; раннее утро, если это возможно, во многих отношениях
будет лучше всего. Сейчас это для нас не всегда легко, поскольку
современная цивилизация безнадёжно расстроила наш день, так что
полдень больше не является средней его точкой, как он должен быть.
Теперь после восхода солнца мы ещё долго лежим в кровати, а затем
долго остаёмся на ногах после его захода, портя свои глаза
искусственным освещением. Всё же выберите время, и пусть оно будет
каждый день тем же. Пусть ни один день не пройдёт без регулярных
усилий. Вам известно, что при занятии какими-либо физическими
упражнениями куда эффективнее делать их понемногу, но регулярно, чем
совершать в один день резкие усилия, а потом неделю ничего не
делать. Так что в этом деле важна именно регулярность.
Сядьте удобно там, где вас не могут потревожить, и обратите свой ум
со всеми его новообретёнными способностями концентрации к
какому-либо избранному предмету, требующему высокого и плодотворного
мышления. Если вам больше нравится, вы можете взять какое-либо
нравственное качество, как советует католическая церковь, когда
предписывает это упражнение. В данном случае вы можете рассмотреть
это качество в своём уме, посмотреть, насколько оно важно в
божественном порядке, как оно проявляется в окружающей вас природе,
как демонстрировали его великие люди древности, как бы вы сами могли
проявить его в повседневной жизни, а также как, возможно, вам не
удавалось показать его в прошлом, и так далее. Такая медитация на
высоком нравственном качестве — очень хорошее упражнение во многих
отношениях, ведь она не только тренирует ум, но и постоянно
удерживает благие мысли. Но ей обычно должна предшествовать мысль о
чём-нибудь конкретном, а когда это станет для вас просто, вы сможете
с пользой приняться и за более абстрактные идеи.
3. Созерцание. Когда это станет у вас установившейся
привычкой, которой ничто не сможет помешать; когда вы сможете
справляться с этим, не ощущая напряжения или затруднения; когда ни
одна странствующая мысль не отважится на вторжение, тогда вы сможете
перейти к третьей стадии наших усилий — созерцанию. Но помните, что
вы не преуспеете в нём, пока полностью не преодолеете блуждание ума.
На протяжении долгого времени, пытаясь медитировать, вы будете
обнаруживать, что ваши мысли постоянно отклоняются, и вы не будете
знать этого, пока внезапно не обнаружите, как же далеко они ушли. Вы
не должны отчаиваться от этого, поскольку это всеобщий опыт — вы
просто должны опять призвать заблуждающийся ум к своему делу —
возможно, сотню или тысячу раз, если это будет необходимо, поскольку
единственный способ добиться успеха — это не допустить даже
вероятности неудачи. Но когда вам в конце концов это удастся, и вы
определённо овладеете умом, тогда вы придёте к тому, к чему всё
предыдущее было лишь необходимой подготовкой, хотя и хорошей самой
по себе.
Вместо того, чтобы рассмотреть в уме качество, возьмите высший
известный вам духовный идеал. Что это, и как вы это назовёте — не
имеет значения. Теософ, вероятно, возьмёт одного из своих великих —
членов Братства адептов, Учителей — особенно если он располагал
преимуществом встречаться с ними лично. Католик может взять
Пресвятую Деву или какого-нибудь святого-покровителя; другой
христианин, вероятнее всего, изберёт Христа; индус, возможно,
выберет Кришну, а буддист скорей всего — господа Будду. Имена не
имеют значения, ведь теперь мы имеем дело с реальностями. Но это
должно быть для вас самое высшее, что бы вызвало в вас величайшее
чувство почтения, любви и благоговения, которое вы только способны
испытать. Вместо вашей прежней медитации вызовите самый живой
умственный образ этого идеала, который вы только можете
воспроизвести, и пусть ваши самые сильные чувства изливаются в
направлении этого Высшего. Постарайтесь всей силой своей природы
вознестись к нему, стать единым с ним, быть в этой славе и красоте,
быть от неё. Если вы сделаете это, если будете постоянно продолжать
поднимать своё сознание, то наступит время, когда вы внезапно
обнаружите, что так едины с этим идеалом, как не были никогда
раньше, осознаете и поймёте его, как никогда — ведь для вас воссиял
новый и удивительный свет, и весь мир изменился, поскольку в первый
раз вы узнали, что значит жить, а вся прежняя жизнь в сравнении с
этой покажется подобной тьме и смерти.
Затем всё это снова ускользнёт, и вы вернётесь в свет обычного дня —
и действительно он в сравнении с этим покажется темнотой! Но
продолжайте работу над созерцанием, и скоро этот чудный момент будет
приходить снова и снова, с каждым разом всё дольше оставаясь с вами,
пока высшая жизнь не станет вашей навсегда, будет не просто
проблеском небес, а постоянным сиянием, новым и непрекращающимся
чудом каждого дня вашего существования. Тогда и днём, и ночью у вас
будет одно непрерывное сознание, одна прекрасная жизнь, наполненная
счастьем помощи другим; и всё же это, хотя и представляется столь
неописуемым и недостижимым — лишь начало вступления в наследство,
хранящееся для вас и для любого из сынов человеческих. С этим новым
и высшим зрением, оглянувшись вокруг, вы увидите и поймёте множество
вещей, о которых вы никогда даже и не подозревали — если, конечно,
заранее не ознакомились с исследованиями ваших предшественников на
этом пути.
Продолжайте свои усилия, и вы подниметесь ещё выше, и со временем
перед вашим удивлённым взором откроется жизнь ещё более великая, и
однажды вы почувствуете, что истинная жизнь до сих пор оставалась
вам неизвестной — ведь всё это время вы всё ближе поднимаетесь к
Единой жизни, одна лишь которая является совершенной истиной и
красотой.
Вы скажете, что такое развитие потребует многих лет. Да, это вполне
вероятно, ведь вы пытаетесь сжать в одну жизнь эволюцию, которая
обычно занимает многие жизни; но всё же это более чем стоит
затраченного времени и усилий. Никто не может сказать, сколько
времени это займёт в каждом конкретном случае, поскольку это зависит
от двух вещей — количества той коры, через которую нужно пробиться,
и энергии и решительности, которые будут вложены в работу. Нельзя
обещать, что через столько-то лет вы непременно добьётесь успеха —
можно лишь сказать, что многие до вас пытались и у многих
получилось. Все великие Учителя Мудрости были когда-то людьми такого
же уровня, как и мы, и как поднялись они, так надлежит и нам. Многие
из нас тоже делали скромные попытки и достигли успеха — одни в
большей, другие в меньшей степени, но никто из нас не сожалел о них,
ведь чего бы мы ни достигли, помалу или помногу, приобретается нами
навсегда, поскольку становится присущим душе, которая не подвержена
смерти. Всё приобретённое таким образом остаётся в нашем владении и
распоряжении, и способности эти — полные и сознательные, поскольку
это не медиумизм, не слабое, временное качество, приходящее в
трансе, а способность развитой и славной жизни, к которой
когда-нибудь придёт всё человечество.
Но человек, желающий раскрыть в себе эти способности, будет очень
неблагоразумен, если не позаботится прежде всего о крайней чистоте
сердца и души, ведь это первейшая и величайшая необходимость. Если
он собирается сделать это, и сделать хорошо, он должен очистить своё
ментальное, астральное и физическое; он должен отбросить свои
любимые грешки и физическую нечистоту; он должен прекратить
осквернять своё тело мясом, алкоголем и табаком и постараться
сделать себя насквозь чистым — с этого низшего плана до высших. Если
он не думает, что стоит бросить свою любимую нечистоту ради высшей
жизни, то это его собственное дело; ещё в древности было сказано,
что нельзя служить Богу и Мамоне одновременно. Я не говорю, что
вредные привычки на физическом плане полностью лишают человека
возможности психического развития, но самым решительным и
определённым образом заявляю, что человек, остающийся нечистым,
никогда не застрахован от опасности, и что касаться таких святых
вещей грязными руками — всегда значит подвергаться страшному риску.
Человек, стремящийся к высшему, должен освободить свой ум от
беспокойства и забот низшего порядка; выполняя свой долг до самого
конца, он должен делать это безлично и лишь ради правды, результат
же предоставить на усмотрение высших сил. Таким образом при своём
продвижении он соберёт вокруг себя существ чистых и готовых помочь,
и сам будет светить солнечным светом тем, кто страдает или в печали.
Так он будет оставаться господином себя, чистым и бескорыстным,
никогда не используя свои новые способности ради личных целей, но
всегда лишь для помощи и продвижения своих собратьев, которые тоже
смогут научиться, насколько смогут, жить более широкой жизнью и
подняться из тумана невежества и эгоизма в великолепный солнечный
свет божественного мира.
*
(примеч. ред.)
Примеры о других видах медитации
вы можете найти в разделе "Медитация,
Дзэн, Осознанность..." или по этим ссылкам:
- "Как практиковать Дзэн"
- "О присутствии и
осознанности"
- А так же, короткие, но важные выдержки о практике повседневной
осознанности и др. методах медитации вы можете почитать здесь: "Краткий конспект наиболее важных и интересных
практических моментов из книг Экхарта Толле «Сила настоящего –
руководство к духовному пробуждению» и «Голос тишины» + несколько
выдержек из книг других мастеров"
Чарльз Ледбитер
Ж-л "Теософист", январь 1904
Редакция - Sergey SW
(11.05.2008 г.)
|